Социально-экономическое развитие

Активизация контактов между Японией и КНР в 70-е гг.

Осенью 1971 г. КНР вошла в состав Совета Безопасности ООН. По этому поводу Либерально-демократическая партия Японии (правящая партия) издала резолюцию, в которой говорилось о том, что «в условиях, когда КНР стала членом ООН, желательно развитие процесса нормализации отношений с этой страной».

Новый Кабинет Министров Танака, приступивший к своим обязанностям в июне 1972 г., также активно поддержал эту идею. В июле на первом заседании Кабинета Танака сделал заявление о необходимости «поспешить с нормализацией отношений с КНР». Китайское руководство немедленно приветствовало подобный настрой и пригласило японского министра иностранных дел Охира посетить Пекин. Уже в сентябре того же года состоялись полномасштабные переговоры, результатом которых стало совместное коммюнике от 29 сентября. В ходе переговоров были утверждены пять принципов мирного сосуществования обоих государств.

По требованию КНР Япония признала китайское правительство как «единственно законное правительство» и заявила, что «понимает и уважает» позицию Китая относительно того, что «Тайвань является неотъемлемой частью территории КНР». Япония также принесла публичные извинения за акты агрессии против Китая в прошлом, чем морально удовлетворила вторую сторону. Кроме того, Япония обязалась полностью разорвать дипломатические отношения с Тайванем, с которым существовал договор 1952 г., инициированный США.

КНР тоже пошла на уступку и выполнила ряд требований японской стороны, т.е. отказалась от репарационных претензий и не осуждала японо-американский военный союз 1945 г. К тактике взаимных уступок обе стороны подтолкнули схожие по сути причины: КНР препятствовала сближению Японии с Советским Союзом, а Япония пыталась ограничить контакты Китая с США после небезызвестных «шоков Никсона», когда Вашингтон установил прямые контакты с руководством КНР без каких-либо уведомлений Токио.

Главной особенностью двусторонних связей этого периода являлся их межправительственный характер. До этого момента между государствами существовали контакты на частной основе, т.е. японские предприниматели в частном порядке устанавливали отношения с внешнеторговыми организациями Китая при всемерном поощрении со стороны правительства.

Для дальнейшей нормализации отношений обоим государствам необходимо было урегулировать отношения по многим спорным вопросам в сфере торговли, рыболовства, мореплавания, авиасообщений и т.п. В 1974–75 гг. последовал ряд таких соглашений: январь 1974 г. – соглашение об обоюдном предоставлении режима наибольшего благоприятствования, апрель – соглашение о гражданской авиации, ноябрь – морское соглашение, август 1975 г. – соглашение в сфере рыболовства.

Что касается внешнеторговых контактов, то в 1972 г. товарооборот между государствами составил 1,1 млрд. долларов и продолжал неуклонно возрастать: в 1979 г. этот показатель уже равнялся 6,6 млрд.

Особое значение для Китая имела японская сталь, отличавшаяся высоким качеством, изделия из нее и технологическое оборудование. Все эти статьи из общего объема японского экспорта в КНР составляли 78 %. Для Японии были важны поставки китайской нефти (в 1979 г. из общего китайского экспорта нефти около 40 % приходилось на японский рынок).

Энергетические кризисы 1973–81 гг. сильно ударили по экономике не только Японии, но и всего мира. В столь сложный период сотрудничество между Японией и КНР ничего не потеряло, основой их взаимоотношений в это время был принцип «взаимодополняемости экономических структур» обеих стран, т.е. КНР экспортировала бы фиксированное количество сырой нефти, нефтепродуктов и угля по ценам мирового рынка в компенсацию за участие японских фирм в переоборудовании ряда промышленных предприятий, передачу технологий и управленческого опыта.

Япония по соглашению 1978 г. обязалась закупать 20–25 млн. тонн сырой нефти, 3–4 млн. тонн коксующегося угля, 4–5 млн. тонн энергетического угля в год до конца 80-х гг.

Однако вскоре стало ясно, что такая модель отношений несостоятельна из-за острых экономических проблем КНР, в частности, по причине дефицита экспортных ресурсов по энергоносителям, другими словами, в Китае добывалось недостаточно нефти и качество ее переработки оставляло желать лучшего. Кроме того, цены мирового рынка на промышленное сырье постепенно снижались в послекризисные годы, а вызванная этим нехватка валютных резервов в КНР сдерживала ее закупки оборудования на японском рынке, что не удовлетворяло японскую сторону.

На 1975 г. выпадает пик в японо-китайской внешней торговле, но в последующие годы наблюдается спад, связанный с преодолением внутренних трудностей в обоих государствах. В политическом плане дальнейший ход 70-х гг. являлся временем нового витка напряженности в отношениях. В 1974 г. Китай оккупировал Парасельские острова в Южно-Китайском море и стал притязать на другие, имеющие большие запасы нефти, на которые рассчитывала Япония. А инцидент с вооруженными рыболовецкими судами КНР у островов Сэнкаку, являвшихся точкой непримиримости сторон, напомнил Японии о том, что Китай продолжает претендовать на эти острова. Наряду с этим японо-тайваньская торговля послужила основой для осложнения отношений с Китаем. Разорвав дипломатические отношения с Тайбэем, Япония продолжала вести частноторговые дела с тайваньскими фирмами (в 1979 г. объем их торговли составил 6,8 млрд. долларов, чем превысил объем торговли с Китаем).

Развернувшаяся конкурентная борьба между КНР и Японией на рынках азиатских стран (по текстильным товарам) привела к различным торговым трениям, т.к. Китай также пошел по пути экономического проникновения в соседние страны, как и Япония, но более успешно, поскольку еще не воспринимался столь враждебно как японская «экономическая дипломатия». Значительную роль в этом процессе сыграл факт присутствия в деловых кругах многих стран китайских бизнесменов хуацяо, имевших большое влияние.

Почти сразу после коммюнике 1972 г. начался неофициальный обмен мнениями о договоре о мире и дружбе. Главным препятствием стало требование китайцев включить в договор специальный пункт о совместной борьбе против «гегемонии третьей страны» в Азии, под которой, естественно, подразумевался СССР. Позиция Японии по этому вопросу была следующей: она не желала, чтобы положение о гегемонии было направлено против какой-либо страны конкретно, хотя от духа переговоров 1972 г. она не отказывалась. Наконец, все противоречивые моменты были улажены, утвержден проект договора, утвержден в соответствующем порядке и подписан в августе 1978 г. Документ все же включил в себя пункт о гегемонии, но с оговорками, т.е. Япония могла и не участвовать в выступлении против нее (гегемонии).

К концу 70-х гг. огромное значение для Китая имели японские кредиты, выделяемые на строительство стратегических объектов. В мае 1979 г. стороны подписали соглашение о предоставлении кредитов на сумму 420 млн. долларов, они должны были пойти на работы по освоению угольных и нефтяных месторождений. Помимо этого, Япония обещала еще один заем на сумму более 1 млрд. долларов, который пошел бы на строительство электростанций, железных дорог и морских портов, а также на социально-культурные цели: строительство госпиталя в Пекине, программа культурного сотрудничества.

Вместе с этим консорциум японских банков предоставил Китаю два займа на 8 млрд. долларов. В 1979 г. КНР получил от ОЭСР статус развивающегося государства, что позволило ей и дальше получать от Японии ее государственную помощь развитию, по объемам которой Япония заняла первое место, а среди реципиентов этой помощи выдвинулся на первое место Китай.

Многообещающе и прибыльно выглядела перспектива совместных японо-китайских предприятий, базирующихся на территории КНР. Этому способствовало изменение позиций китайского руководства касательно этого вопроса. В июле 1979 г. в КНР был издан Закон о смешанных предприятиях и тем самым смягчена политика правительства относительно иностранного капитала, инвестируемого в экономику страны.

В общем ключе японо-китайские внешнеторговые отношения выглядят весьма успешными. За сравнительно короткий промежуток времени оба государства добились многого. Японские кредиты существенно оживили китайскую экономику. Для Японии обширный китайский рынок представлял очень выгодное вложение капитала и приносил значительные прибыли, хотя и здесь присутствовали свои риски, ведь несмотря ни на что КНР оставалась нестабильным государством в экономическом и политическом плане. Надо сказать, что участие обеих стран в двусторонней торговле было неравным, т.е. к концу 70-х гг. на КНР приходилось всего 3 % японского товарооборота, а товарооборот КНР с Японией превышал 40 % от общего объема. Это значило, что Китай в большей степени оказался зависим от японского рынка. В общем-то, этого и добивалась Япония, хотя тенденция постоянного роста значимости ее торговли с КНР сохранялась и набирала обороты. Собственно в 80-е гг. Китай занял второе место после США по объемам двусторонней торговли с Японией. Политические отношения стран не раз подвергались испытаниям, но тактика взаимных уступок позволила им найти компромиссные варианты по спорным моментам и продолжать сотрудничество.

М.Г. Минтасова