учет и аудит

Анализ эффективности коммерческой деятельности

Ориентация на рынке на спрос покупателей и его активное формирование должны определять эффективное использование имеющихся ресурсов, что обеспечит рентабельность работы предприятия.

Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители.

Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга).

Наибольшая результативность коммерческой деятельности наблюдается на крупных предприятиях различных форм собственности, что объясняется наличием долговременных хозяйственных связей с крупными поставщиками. Это обеспечивает высокую информированность специалистов данной группы предприятий о рыночной ситуации на текущий момент и ее перспективах.

«Экономическая эффективность коммерческой деятельности» – характеризует результативность управления коммерческой работой как конкретного предприятия, так и совокупности предприятий на определенной территории. Эти показатели завершают и обобщают оценку коммерческой деятельности.

Нами проанализированы два главных показателя эффективности торговой деятельности предприятия: прибыль и рентабельность.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия.

При рыночной экономике результаты деятельности торгового предприятия оцениваются не только абсолютной суммой прибыли, но и рентабельностью. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия не может обойтись без анализа таких показателей, как прибыль и рентабельность. Эти два показателя в полной мере отражают эффективность работы торгового предприятия, показывают перспективы развития его в ближайшем будущем. Своевременный расчёт и анализ этих показателей приведёт в будущем к стабильному росту и развитию торгового предприятия, максимизации прибыли, сокращению издержек обращения и увеличению темпов развития.

Нами был проведен анализ прибыли и рентабельности индексным методом, для чего использовали общие индексы прибыли и рентабельности.

Прибыль на предприятии увеличилась на 573 600 рублей или на 31,7 %, это произошло за счет повышения цен на 20 %, что позволило получить дополнительно прибыли на сумму 404 000 рублей. Увеличен объем продаж на 11 %, и сумма прибыли составила 210 000 рублей. Так как произошло удорожание единицы товара, то предприятие недополучило 404 00 рублей.

Рентабельность в целом повысилась на 15 %, в том числе, за счет увеличения прибыли на 32 %, а повышение себестоимости привело к снижению рентабельности на 17 %.

Используя корреляционный метод анализа, выявили значимость цены на прибыль. Для этого рассчитали парный коэффициент корреляции, который составил Ry,x = 0,75. Это означает, что между ценой и прибылью выявлена прямая и сильная связь, то есть прибыль изменяется за счет цен на 56,2 %.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что рентабельность выше у тех торговых предприятий, которые имеют широкий ассортимент товаров, высокую товарооборачиваемость, отлаженные хозяйственные связи и наращивают темпы розничного товарооборота, улучшают работу с покупателями.

Г.А. Константинова, Н.В. Егерь