В настоящее время общество все больше уделяет внимание изучению одаренных детей. Как и многие среднеинтеллектуальные дети, одаренные также испытывают трудности в современном социуме. В частности, это может выражаться в развитии застенчивости. Застенчивость явление широко распространенное. Для большинства людей застенчивость – это проблема, которая не дает им жить полноценной жизнью. А у одаренных детей застенчивость препятствует реализации потенциала. Застенчивость мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Дети стараются быть незаметными, не брать на себя инициативу, стараются не выделяться и, самое главное, они не чувствуют себя полноценными членами общества из-за возможных комплексов.
Откуда же берется застенчивость? Почему одни дети общительные, открытые и смелые, а другие – стеснительные и нерешительные?
Как показал анализ литературы, существуют дифференциальные психологические научные знания о феномене застенчивости. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Зимбардо, который выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, возникающих в межличностных отношениях.
Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.
Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42 % считают себя застенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73 %.
Существуют различия во взглядах на природу застенчивости в рамках основных психологических школ.
Исследователи личностных черт (Р. Кеттел, Дж. Каган) рассматривают застенчивость как наследственную черту, т.е. передаваемую по наследству индивидуальную особенность. Они убеждены, что рожденные застенчивыми, эти люди обречены на всю жизнь страдать от своей особенности.
Бихевиористы полагают, что застенчивость возникает тогда, когда люди не сумели овладеть социальными навыками – навыками общения. Они связывают это с тем, что человек усваивает те действия, которые вознаграждаются, и воздерживаются от тех, которые так или иначе негативно отражаются на человеке. Согласно бихевиористкой теории, застенчивость – это реакция страха на социальные стимулы. Как только изменится форма общения с застенчивым человеком, так исчезнет всякая зажатость.
Психоаналитики утверждают, что застенчивость – это внешнее проявление глубокого бессознательного конфликта. Она расценивается как реакция на неудовлетворенные первичные потребности инстинкта и связывается с отклонениями в развитии личности, вследствие нарушения гармонии между Ид (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я).
Социологи и специалисты по детской психологии считают, что застенчивость следует рассматривать в экологии социального Я. Они предполагают, что условия социальной среды многих из людей делает застенчивыми; что застенчивость начинается с навешивания на себя ярлыков: «Я застенчив, потому что другие считают себя застенчивыми».
Также застенчивость определяют как синоним страха (Д. Болдуин), и как чувство вины или стыда (В. Зеньковский, Д. Изард).
Вместе с тем, все психологи отмечают связь застенчивости с самосознанием и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, низкая самооценка, недоверчивость, смущение, нерешительность и т.д.
Как мы уже выяснили, застенчивость может развиться у любого человека в любом возрасте, и одаренные дети также не исключение. В основном считается, что одаренные дети – это дети с высоким духовным развитием, с высоким уровнем творчества, эмоциональной устойчивостью, независимостью от группы, самостоятельностью, высокой самооценкой, доминантностью, социальной адаптабельностью. Но в силу выделенных нами имеющихся особенностей существует риск развития застенчивости и у одаренных детей. Так же как и у обычных детей, у одаренных тоже может сформироваться застенчивость, как в результате наследственности, так и в силу каких-либо социальных факторов.
Вступая в общество (дет. сад, школа и т.д.), одаренный ребенок с застенчивостью рискует остаться незамеченным и не иметь возможности для самореализации, что так необходимо для духовного роста одаренных детей. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с взрослыми и сверстниками мешают ребенку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы.
Положение такого ребенка среди сверстников не завидно. Он сталкивается с насмешками, грубостью, фигурирующей агрессией. Так как такой ребенок избегает ситуации, где сам должен что-то сказать или сделать на виду у публики, где идет оценка его действий другими людьми (сверстниками, учителем), он, в связи с этим, теряет свою индивидуальность, старается затеряться в толпе, становится безликой фигурой. Любое, даже самое малое, порицание может вызвать у застенчивого ребенка робость и смущение, что тормозит деятельность и приводит, иногда, к ее прекращению. Такие дети осторожны в своих высказываниях. Даже если они знают правильный ответ, они могут промолчать, так как постоянно ориентированы на оценку своих действий и как бы заранее готовят себя к неудаче.
Все это может привести к чреватым последствиям у застенчивого одаренного ребенка: снижение духовного роста, невозможность самореализации и частичной потери одаренности. Застенчивость может проявляться у одаренного ребенка тогда, когда такой ребенок имеет высокую самооценку к себе (считает себя хорошим, даже лучшим), но вместе с тем ожидает низкую самооценку со стороны окружающих.
Одаренный ребенок, и в том числе застенчивый одаренный ребенок, — это эмоционально ранимый ребенок, с богатым внутренним миром и тонкой психикой. Поэтому, такому ребенку просто необходима поддержка со стороны взрослых. Групповой метод работы с застенчивыми одаренными детьми – это лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, позволяет одаренному ребенку проявить себя на публике, показать свой талант в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и скорректировать оценку со стороны окружающих.
Реализуя вышеположенное, можно говорить о том, что:
— застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Под застенчивостью понимают замкнутость, неуверенность, смущение, робость и т.п.;
— причины застенчивости разнообразны. Возникновение застенчивости зависит от наследственности, социальной среды;
— застенчивость является следствием страха перед людьми;
— для одаренного ребенка застенчивость влияет на потерю индивидуальности, безликости, снижение духовного роста, невозможность самореализации и, как следствие, частичной потери одаренности.
Работая с застенчивыми одаренными детьми, важно не только научить их соответствующим социальным навыкам, но и укрепить чувство собственного достоинства. Перспектива пути преодоления застенчивого поведения, на наш взгляд, может явиться развитием самосознания личности застенчивого ребенка, формирования адекватной самооценки и позитивного самоотношения. Ребенок, преодолевший застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.
С.Г. Дрянных