Психология

Анализ профессиональных качеств, предъявляемых к руководителю железной дороги

Все возрастают требования со стороны руководящего звена работников ОАО «Российские железные дороги» к профессиональным навыкам специалиста-железнодорожника, его роли в организации и управлении перевозками. Эти требования вызваны происходящей структурной реформой на дороге. Профессия железнодорожника обладает также и социальной важностью, так как именно на инженера железнодорожного транспорта ложится все большая ответственность за организацию и обеспечение перевозочного процесса, обеспечивающего развитие экономики страны. Четкость и слаженность работы железных дорог связана не только с техническим состоянием подвижного состава, коммуникаций, пути, но и профессиональными и личностными качествами людей, создающих, эксплуатирующих, обслуживающих сложную современную технику, управляющих производственными процессами и коллективами. Своевременное обеспечение высокопрофессиональными специалистами ОАО «Российские железные дороги» выполняют 10 профильных вузов министерства путей сообщения Российской Федерации. Воздействие ряда социальных и психологических факторов вызывает определенные трудности, связанные с активностью и эффективностью деятельности студентов. Результатом этих процессов является снижение социально-психологической адаптации студентов.

Студенческий период в литературе рассматривается как «сензитивный период для развития основных социогенных потенций человека». Для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет значение изучения личностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза и учебного процесса. Их объективирование приобретает особую актуальность, так как грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития социально-психологической дезадаптации может помочь в становлении личности специалиста, сохранив студента как здоровую личность и эффективного профессионала.

Оценка состояния и динамики социально-психологической адаптации студента имеет большое значение для анализа процесса профессионального становления личности железнодорожника, для планирования его профессиональной карьеры. Проводимые исследования в области социально-психологической адаптации способствуют более углубленному пониманию возрастной динамики и уточнению критериев, свидетельствующих о наступлении возрастных и профессиональных кризисов.

Проведенный анализ литературы позволяет выявить обширный круг работ, посвященных изучению становления профессиональных качеств, и одновременно показывает неразработанность данной проблемы. Недостаточно полно изучены социально-психологические аспекты формирования профессиональных качеств будущих специалистов в условиях вуза и, особенно, в вузе МПС. Следовательно, по-прежнему остается актуальной проблема адаптации молодых специалистов к условиям производства.

Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается интенсивным возрастанием информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, что требует определенных навыков. Можно выделить некоторые основные черты умственного труда студентов:

  • одновременное наблюдение за несколькими процессами, изменяющимися во времени, или изучение многих предметов за короткий срок;
  • частое и быстрое переключение с одного предмета или объекта на другой, таким образом, постоянная переадаптация;
  • восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, которая имеет эмоциональный характер;
  • острый дефицит времени на переработку этой информации и для принятия ответственных решений;
  • чувство повышенной ответственности за принимаемые решения и возникновение часто состояния нервно-психологического напряжения;
  • выполнение части работы в вечернее и ночное время;
  • тесное переплетение мысленной деятельности и эмоционального напряжения при решении учебно-производственных задач;
  • совмещение нескольких видов деятельности (учебной, трудовой и др.) [1].

Труд современных студентов связан с наибольшим напряжением памяти, устойчивости и концентрации внимания. Сам же процесс обучения тесно связан с возникновением стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Большинство работников железнодорожных профессий представляют себе мир несколько в ином виде. Для них важно, насколько местность оснащена железнодорожными путями и транспортом, который соответственно оборудован и оснащен всей необходимой техникой. Поверхность земли воспринимается железнодорожниками как место для прокладки рельс, возведения сооружений, необходимых для эксплуатации дороги, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренние коммуникации и оборудование [3].

Достижения цивилизации, культуры, истории человечества железнодорожники воспринимают как средства, применимые непосредственно к железной дороге. А континенты, страны рассматриваются в виде зон, между которыми можно прокладывать железнодорожные линии, линии связи, электропередач и т.д., таким образом, сами технические объекты подробно детализированы. Тут рельсы, шпалы, кабеля, локомотивы и вагоны, строгая логика работы механизмов, следы коррозии, повреждения изоляции, которые важно замечать и пр.

Такое восприятие мира не мешает железнодорожным работникам оказывать человечеству услуги. За внешне безупречной работой железнодорожного транспорта скрывается внутреннее содержание деятельности, осознания работающего человека. Всю «невидимую» работу кто-то выполняет: ведет поезда, ремонтирует, собирает, регулирует, монтирует и демонтирует технику, управляет людьми, анализирует варианты ситуации и принимает решения. Все это – люди, которых не всегда видно за техникой. Эти люди обладают определенными способностями, здоровьем, настроением и т.п. Для того чтобы работа выполнялась в полном объеме и добросовестно, сотрудник железной дороги должен обладать определенными знаниями в области естественных наук, таких, как физика, химия и сопутствующие им науки. Необходимо четко знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Важно запоминать и знать большое количество инструкций и количественных показателей, относящихся к режимам работы техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда. На железной дороге требуется повышенное внимание; способность к его сосредоточению, распределению и переключению; улучшенное зрение. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки. Представителям железнодорожных профессий необходимы еще и такие качества, как эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание), ответственность, так как цена ошибки на железной дороге очень велика. Требуется и ценится деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами (особенно это касается машинистов и их помощников).

При работе с электротехникой, особенно специалисту-железнодорожнику, требуются дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в трудных ситуациях, стремление к постоянному усовершенствованию своих знаний и умений.

Железнодорожный транспорт представляет собой один из самых трудоресурсоемких отраслей. Следовательно, и составной частью производственного процесса будет являться грамотное руководство людьми: умение подобрать человека, способного выполнять работу, требующую повышенной ответственности и опасности; спланировать, организовать и проконтролировать деятельность подчиненных; наладить групповую динамику; умело и справедливо разрешать возникающие конфликты, споры, разногласия и т.п.

Современный руководитель должен обладать следующими качествами:

  • высокой технической квалификацией на профессиональном уровне, например, на уровне мастера. Однако по мере того, как на руководителя возлагается все большая ответственность, связанная с управлением, значение технической квалификации уменьшается. Руководитель начинает зависеть все больше от профессиональных подчиненных;
  • умением работать с людьми – навыками эффективного взаимодействия руководителя с сотрудниками организации и другими людьми, – умением создать высококвалифицированную команду;
  • концептуальными способностями – пониманием производственного процесса в целом, умением анализировать внутреннюю связь фактов, способностью анализировать и оценивать поведение людей и др. Эти способности более всего требуются руководителю более высокого ранга.

Одной из основных проблем во взаимоотношениях руководителя и подчиненных является недостаток профессионализма рабочих. Большинство конфликтов вызывает низкое качество их труда. Решение этой проблемы можно рассматривать в нескольких направлениях:

  • проводить коллективный анализ типичных ошибок и причин некачественной работы, не заостряя внимание на тех, кто их допустил;
  • разработать подробные инструкции применительно к операциям, в которых чаще всего происходят срывы качества;
  • регулярное неформальное обучение рабочих по программам, включающим в себя изучение стандартов качества и приемы качественного труда;
  • распространение новаторского опыта из сегодняшней практики работы с персоналом;
  • более качественный подход к отбору людей при приеме на работу;
  • качество нарушается, когда рабочим приходится выполнять операции, по своей природе неудобные для человечества, опасные для его здоровья или требующие значительных физических усилий. Такие виды работ должны механизироваться;
  • в случаях, когда происходят неполадки или отказ оборудования, нужно обратить внимание на остановленное оборудование и на рабочего, его остановившего: вполне вероятно, что необходимо новое организационное или технологическое решение;
  • постоянно информировать подчиненных о том, сколько, какой продукции и в какие сроки должно быть произведено (желательно по всем видам производственной деятельности), что обеспечит более ритмичную работу и загруженность [3].

Чаще всего руководители ценят профессионализм. Наряду с этим важны и качества, связанные с трудовой моралью: ответственность, дисциплинированность, самоотдача, готовность прийти на помощь коллеге и др. Менее ценятся творческая инициатива в работе и особенно стремление к саморазвитию, которое среди одобряемых качеств располагается на последнем месте.

Грамотный руководитель среднего звена умеет сочетать внимание к работникам, использование их профессионального делового, творческого, эмоционального и духовного ресурса для решения производственных задач с необходимой концептуальностью мышления. Суть деятельности руководителя среднего звена можно оценить, как лидерство.

При данной структурной реформе, которая происходит в отрасли, именно действия руководители среднего звена определяют ее успех. В условиях реорганизации железной дороги руководители являются одними из основных показателей состояния предприятия и его будущих перспектив. Безусловно, сказывается и стабильная работа коллектива организации, которую удалось сохранить, особенности менталитета и профессиональности железнодорожников.

При существующей форме управления всей железной дорогой нужна и новая концепция формирования руководящего звена: отход от случайности подбора и выдвижения на руководящие должности, организация специальной систематической работы по подготовке к исполнению добросовестно своих профессиональных обязанностей через резерв.

Вышеизложенные материалы необходимо рассматривать для правильной ориентации практической образовательной и воспитательной работы, а также для самоанализа руководителей.

Н.П. Семенова

Литература

  1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: ЦРБ/756. – М.: Транспорт, 2000. – 190 с.
  2. Климанов В.С. Теория и практика профилактической работы по обеспечению безопасности движения на железнодорожном транспорте. – М.: РГОТУПС, 2000. – 386 с.
  3. Шаталова Н.И. Состояние сознания и поведения руководителя на предприятии железной дороги // Психолог на железной дороге. – 2003. – № 5. – С. 47–59.
  4. Здоровье студентов / Под ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Изд-во РУДН, 1997. – 199 с.