учет и аудит

Анализ социальных последствий при банкротстве предприятий в Иркутской области

Социально-экономические последствия от ликвидации предприятий чрезвычайно тяжелы для общества. В условиях экономической трансформации банкротства происходят чаще, процесс банкротства обладает специфическими особенностями, а социальные его последствия особенно опасны.

Проведение процедур банкротства оказывает большое влияние на социально-экономическую среду Иркутской области, которое наиболее ощутимо в экономической, финансовой, организационной и социальной сферах. Основные показатели функционирования рынка труда в Иркутской области по сравнению с Российской Федерацией в целом представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика Иркутской области и России в целом по отдельным показателям напряженности на рынке труда на август 2005 г.

Субъект Уровень занятости, % Уровень безработицы, % Среднее время поиска работы безработными, месяцев Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, %
Российская Федерация 60,8 7,4 8,6 39,0
Иркутская
область
59,9 10,0 7,5 31,5

Последствия банкротств отражаются на социально-экономическом развитии Иркутской области, а именно:

  • меняется соотношение численности занятых и безработных в случае банкротства крупного или градообразующего предприятия;
  • снижается уровень материального обеспечения определенной части населения в связи с наличием задолженности несостоятельного должника по заработной плате;
  • снижается уровень социальной защищенности населения;
  • нарушаются хозяйственные связи, возникает дисбаланс в сфере финансовых взаимоотношений в области;
  • местный бюджет недополучает часть запланированных налоговых поступлений от предприятия-должника;
  • активы банкрота выбывают из общественного воспроизводства на период конкурсного производства и до запуска производственных мощностей новым собственником. В течение этого времени активы должника теряют определенную часть своей рыночной стоимости.

Таблица 2

Безработные по наличию опыта работы и причинам незанятости в Российской Федерации

Период Всего в т.ч.
имеют опыт работы из них оставили прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела
тыс. человек % тыс. человек % тыс. человек %
август
2003 г.
5739 100 4160 72,5 1246 21,7
август
2004 г.
5078 100 3738 73,6 958 18,9
август
2005 г.
4972 100 3534 71,1 1117 22,5

Ликвидация предприятий оказывает непосредственное отрицательное влияние на уровень занятости населения в области. В Иркутской области на август 2005 г. уровень занятости населения составил 59,9 % (табл. 1). С введением конкурсного производства большая часть работников предприятия-должника подлежит увольнению, а с ликвидацией предприятия как юридического лица безработными становятся все его работники. На август 2005 г. в России были уволены 1117 тыс. человек в связи с ликвидацией предприятий, что составило 22,5 % от общего числа безработных (табл. 2). Согласно статье 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь после оплаты внеочередных расходов и удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Но как показывает практика, погашение требований кредиторов второй очереди в процедуре банкротства происходит далеко не полностью и не всегда. Это объясняется длительностью процесса реализации активов должника, отсутствием у предприятия ликвидного имущества, достаточного для погашения задолженности по заработной плате, и другими сложностями, возникающими при формировании конкурсной массы. Очень многие предприятия, находящиеся в процедурах банкротства, имеют большой объем кредиторской задолженности, в т.ч. по заработной плате, которая не обеспечена активами. По данным Росстата свыше 90 % просроченной кредиторской задолженности по заработной плате образовалась не по вине бюджета (диаграмма 1), что дает основания утверждать о серьезных проблемах финансового планирования и управления средствами на уровне организаций как в коммерческом, так и в бюджетозависимых секторах, по-прежнему распространена практика экономии на труде в хозяйственной деятельности предприятий.

Просроченная задолженность по заработной плате (в млн. руб.) в Иркутской области.

Процедура банкротства в таких случаях сводится к ликвидации предприятия, и кредиторы, включая работников должника, при этом теряют право требования задолженности. Согласно статье 142 Закона о банкротстве, требования кредиторов, в частности, по заработной плате, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. А это значит, что они не могут быть больше предъявлены, и работники предприятия-должника не получат заработанные денежные средства.

С ликвидацией предприятий трудовые права миллионов работников нарушаются массовыми фактами невыплаты заработной платы, часть скрытой безработицы переходит в открытую. В связи с этим необходимо разработать компенсационные механизмы защиты социально-трудовых прав граждан при финансовой несостоятельности работодателя с целью выработки эффективной государственной политики в этой сфере.

Проанализировав статьи Закона о банкротстве, выявим ряд следующих существенных проблем:

1) отсутствие у работника права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

2) длительность (около 1,5 лет) процесса реализации имущества должника, признанного банкротом;

3) возможность отсутствия у предприятия ликвидных средств, достаточных для погашения задолженности по заработной плате;

4) внутренние противоречия Закона о банкротстве и неясность процедуры участия в собрании кредиторов представителей работников должника;

5) отсутствие внешних стимулов для принятия своевременных мер по предупреждению банкротства организаций.

Необходимо также отметить, что проблема невыплаты заработной платы в процедурах банкротства непосредственно связана с проблемой платежей в государственные внебюджетные фонды и расчетом пенсионного стажа работников. В ситуации, когда предприятие-банкрот не выплачивает заработную плату и, соответственно, не производит перечисления по страховым взносам, работники предприятия-банкрота фактически лишаются гарантий по пенсионному обеспечению, так как этот период времени не включается в трудовой стаж для начисления пенсии.

В целях совершенствования государственной политики в области обеспечения конституционных прав граждан на вознаграждение за труд в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя необходимо разработать соответствующую систему экономических и законодательных мер. Данные меры следует направить на более полную реализацию статьи 130 Трудового кодекса РФ «Основные государственные гарантии по оплате труда» в части обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и (или) его неплатежеспособности и должны включать следующие направления:

  • создание системы специализированных гарантийных учреждений (гарантийных фондов);
  • внесение изменений в действующее законодательство о банкротстве с целью обеспечения прав работника по переводу долга и прав фондов на истребование долга от имени работников;
  • гарантирование государством обязательств фондов при необходимости привлечения средств под выкуп долгов у работников на финансовом рынке;
  • создание реестра организаций, имеющих задолженность по оплате труда свыше двух месяцев;
  • проведение реструктуризации задолженности по оплате труда и реализация антикризисных мер по предупреждению банкротства, либо по финансовому оздоровлению или восстановлению платежеспособности в ходе процедур банкротства.

На сегодняшний день назрела необходимость более оперативно распространять передовую практику в вопросах о несостоятельности, формировать профессиональное сообщество антикризисного управления не только в рамках отдельных регионов, но и страны в целом. А это можно сделать только общими усилиями, опираясь на компетенцию, положительные примеры работы, как российских регионов, так и международный опыт. Главный упор в регулировании вопросов банкротства и его предупреждения необходимо перенести с ликвидации должника на сохранение бизнеса и рабочих мест, особенно это касается банкротства стратегических и социально-значимых предприятий.

М.Ю. Безвербная

Литература

  1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
  3. Алпысбаева С.Н., Мунш В.А. Банкротство предприятий региона: оценка социальных и экономических последствий / Регион: Экономика и социология. 2004. – № 2. – С. 139–157.
  4. Сафонов А., Байгереев М. Погашение задолженности по оплате труда при неплатежеспособности предприятия // www.soautpprf.ru/site.xp/057049049.html.
  5. Иркутская область. Статистический бюллетень в цифрах и графиках. Январь-сентябрь 2005. – С. 37.
  6. Обследование населения по проблемам занятости. – М.: Федеральная служба государственной статистики, август 2005. – С. 148–196.