Социально-экономические последствия от ликвидации предприятий чрезвычайно тяжелы для общества. В условиях экономической трансформации банкротства происходят чаще, процесс банкротства обладает специфическими особенностями, а социальные его последствия особенно опасны.
Проведение процедур банкротства оказывает большое влияние на социально-экономическую среду Иркутской области, которое наиболее ощутимо в экономической, финансовой, организационной и социальной сферах. Основные показатели функционирования рынка труда в Иркутской области по сравнению с Российской Федерацией в целом представлены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика Иркутской области и России в целом по отдельным показателям напряженности на рынке труда на август 2005 г.
Субъект | Уровень занятости, % | Уровень безработицы, % | Среднее время поиска работы безработными, месяцев | Доля безработных, ищущих работу 12 месяцев и более, % |
Российская Федерация | 60,8 | 7,4 | 8,6 | 39,0 |
Иркутская область |
59,9 | 10,0 | 7,5 | 31,5 |
Последствия банкротств отражаются на социально-экономическом развитии Иркутской области, а именно:
- меняется соотношение численности занятых и безработных в случае банкротства крупного или градообразующего предприятия;
- снижается уровень материального обеспечения определенной части населения в связи с наличием задолженности несостоятельного должника по заработной плате;
- снижается уровень социальной защищенности населения;
- нарушаются хозяйственные связи, возникает дисбаланс в сфере финансовых взаимоотношений в области;
- местный бюджет недополучает часть запланированных налоговых поступлений от предприятия-должника;
- активы банкрота выбывают из общественного воспроизводства на период конкурсного производства и до запуска производственных мощностей новым собственником. В течение этого времени активы должника теряют определенную часть своей рыночной стоимости.
Таблица 2
Безработные по наличию опыта работы и причинам незанятости в Российской Федерации
Период | Всего | в т.ч. | ||||
имеют опыт работы | из них оставили прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела | |||||
тыс. человек | % | тыс. человек | % | тыс. человек | % | |
август 2003 г. |
5739 | 100 | 4160 | 72,5 | 1246 | 21,7 |
август 2004 г. |
5078 | 100 | 3738 | 73,6 | 958 | 18,9 |
август 2005 г. |
4972 | 100 | 3534 | 71,1 | 1117 | 22,5 |
Ликвидация предприятий оказывает непосредственное отрицательное влияние на уровень занятости населения в области. В Иркутской области на август 2005 г. уровень занятости населения составил 59,9 % (табл. 1). С введением конкурсного производства большая часть работников предприятия-должника подлежит увольнению, а с ликвидацией предприятия как юридического лица безработными становятся все его работники. На август 2005 г. в России были уволены 1117 тыс. человек в связи с ликвидацией предприятий, что составило 22,5 % от общего числа безработных (табл. 2). Согласно статье 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве), расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, производятся во вторую очередь после оплаты внеочередных расходов и удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.
Но как показывает практика, погашение требований кредиторов второй очереди в процедуре банкротства происходит далеко не полностью и не всегда. Это объясняется длительностью процесса реализации активов должника, отсутствием у предприятия ликвидного имущества, достаточного для погашения задолженности по заработной плате, и другими сложностями, возникающими при формировании конкурсной массы. Очень многие предприятия, находящиеся в процедурах банкротства, имеют большой объем кредиторской задолженности, в т.ч. по заработной плате, которая не обеспечена активами. По данным Росстата свыше 90 % просроченной кредиторской задолженности по заработной плате образовалась не по вине бюджета (диаграмма 1), что дает основания утверждать о серьезных проблемах финансового планирования и управления средствами на уровне организаций как в коммерческом, так и в бюджетозависимых секторах, по-прежнему распространена практика экономии на труде в хозяйственной деятельности предприятий.
Процедура банкротства в таких случаях сводится к ликвидации предприятия, и кредиторы, включая работников должника, при этом теряют право требования задолженности. Согласно статье 142 Закона о банкротстве, требования кредиторов, в частности, по заработной плате, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. А это значит, что они не могут быть больше предъявлены, и работники предприятия-должника не получат заработанные денежные средства.
С ликвидацией предприятий трудовые права миллионов работников нарушаются массовыми фактами невыплаты заработной платы, часть скрытой безработицы переходит в открытую. В связи с этим необходимо разработать компенсационные механизмы защиты социально-трудовых прав граждан при финансовой несостоятельности работодателя с целью выработки эффективной государственной политики в этой сфере.
Проанализировав статьи Закона о банкротстве, выявим ряд следующих существенных проблем:
1) отсутствие у работника права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;
2) длительность (около 1,5 лет) процесса реализации имущества должника, признанного банкротом;
3) возможность отсутствия у предприятия ликвидных средств, достаточных для погашения задолженности по заработной плате;
4) внутренние противоречия Закона о банкротстве и неясность процедуры участия в собрании кредиторов представителей работников должника;
5) отсутствие внешних стимулов для принятия своевременных мер по предупреждению банкротства организаций.
Необходимо также отметить, что проблема невыплаты заработной платы в процедурах банкротства непосредственно связана с проблемой платежей в государственные внебюджетные фонды и расчетом пенсионного стажа работников. В ситуации, когда предприятие-банкрот не выплачивает заработную плату и, соответственно, не производит перечисления по страховым взносам, работники предприятия-банкрота фактически лишаются гарантий по пенсионному обеспечению, так как этот период времени не включается в трудовой стаж для начисления пенсии.
В целях совершенствования государственной политики в области обеспечения конституционных прав граждан на вознаграждение за труд в условиях несостоятельности (банкротства) работодателя необходимо разработать соответствующую систему экономических и законодательных мер. Данные меры следует направить на более полную реализацию статьи 130 Трудового кодекса РФ «Основные государственные гарантии по оплате труда» в части обеспечения получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и (или) его неплатежеспособности и должны включать следующие направления:
- создание системы специализированных гарантийных учреждений (гарантийных фондов);
- внесение изменений в действующее законодательство о банкротстве с целью обеспечения прав работника по переводу долга и прав фондов на истребование долга от имени работников;
- гарантирование государством обязательств фондов при необходимости привлечения средств под выкуп долгов у работников на финансовом рынке;
- создание реестра организаций, имеющих задолженность по оплате труда свыше двух месяцев;
- проведение реструктуризации задолженности по оплате труда и реализация антикризисных мер по предупреждению банкротства, либо по финансовому оздоровлению или восстановлению платежеспособности в ходе процедур банкротства.
На сегодняшний день назрела необходимость более оперативно распространять передовую практику в вопросах о несостоятельности, формировать профессиональное сообщество антикризисного управления не только в рамках отдельных регионов, но и страны в целом. А это можно сделать только общими усилиями, опираясь на компетенцию, положительные примеры работы, как российских регионов, так и международный опыт. Главный упор в регулировании вопросов банкротства и его предупреждения необходимо перенести с ликвидации должника на сохранение бизнеса и рабочих мест, особенно это касается банкротства стратегических и социально-значимых предприятий.
М.Ю. Безвербная
Литература
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ.
- Алпысбаева С.Н., Мунш В.А. Банкротство предприятий региона: оценка социальных и экономических последствий / Регион: Экономика и социология. 2004. – № 2. – С. 139–157.
- Сафонов А., Байгереев М. Погашение задолженности по оплате труда при неплатежеспособности предприятия // www.soautpprf.ru/site.xp/057049049.html.
- Иркутская область. Статистический бюллетень в цифрах и графиках. Январь-сентябрь 2005. – С. 37.
- Обследование населения по проблемам занятости. – М.: Федеральная служба государственной статистики, август 2005. – С. 148–196.