В последние годы активно расширяется регулирование правоотношений, связанных с реализацией гражданином, организацией и общественным объединением права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции относит усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан, организаций и общественных объединений и обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов.
Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» обязывает государственные органы размещать в сети Интернет обзоры обращений граждан, организаций и общественных объединений, а также обобщенную информацию о результатах их рассмотрения и принятых по ним мерах.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» требует проводить анализ содержания поступающих обращений, принимать меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» обязывает руководителей федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принимать меры по повышению эффективности работы с обращениями.
Принятые нормативно-правовые акты направлены на повышение уровня работы с обращениями граждан, организаций и общественных объединений. Анализ и обобщение обращений является непременным условием выявления и решения социально-экономических задач. Публичная власть и общество взаимосвязаны и взаимозависимы. В условиях демократии публичная власть заинтересована во взаимодействии с обществом, чтобы создать условия, гарантирующие стабильное, динамичное развитие социально-экономических отношений.
Гражданин наделен широким спектром прав и свобод. Публичная власть стремится постоянно укреплять взаимоотношения, всемерно обеспечивая защиту прав, свобод и законных интересов граждан с участием самих граждан.
В статье 33 Конституции Российской Федерации определено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Решение вопросов, поставленных в обращении гражданина, означает не только защиту его нарушенного права или законного интереса, но и устранение недостатков в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Следовательно, мнение гражданина учитывается в принятии управленческих решений. Поэтому право гражданина на обращение является одной из форм свободы мнений и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства и входит в систему политических прав и свобод гражданина.
Обращения в органы государственной власти и местного самоуправления — необходимый элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления. Они представляют собой одну из составных частей народовластия, осуществляемого в виде обязательных для рассмотрения в установленном порядке содержащихся в обращениях гражданских инициатив, направленных на решение общественно значимых вопросов.
Право граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления имеет высокий политико-правовой статус. Практическая реализация этого права непосредственным образом сказывается на развитии демократии, укреплении основ правого государства, создании социальной атмосферы, которая бы способствовала участию каждого гражданина в процессе преобразования экономики и социальной сферы, в управлении делами государства.
Для классификации обращений используют термины «предложение», «заявление», «жалоба:
предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление — просьба заявителя о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба — просьба автора обращения о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов другого лица.
Анализ и обобщение содержащихся в обращениях вопросов, подготовка на этой основе материалов для государственных органов и органов местного самоуправления, которые должны учитываться при выработке управленческих решений, — обязательные условия реализации права на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения, которые поднимают вопросы широкого общественного звучания, представляют особый интерес. Демократизация общественной жизни, многопартийность, плюрализм мнений дают возможность любому гражданину высказать свое мнение, а сопоставление точек зрения граждан, их углубленный анализ позволяют выявить тенденции, приоритеты и предпочтения широкого круга людей и использовать выводы в практических целях.
Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций выполняет информационно-аналитическую работу на основе обобщения вопросов, содержащихся в обращениях.
Имеющаяся для анализа база позволяет готовить информационноаналитические обзоры обращений практически по всем проблемам и всем регионам.
Информационно-аналитическая работа строится с использованием методов идентификации, периодичности, сопоставимости данных. Информационная база для автоматической обработки данных формируется с учетом количества и характера рассмотренных обращений. Учитывается также социальный и льготный состав авторов и многие другие показатели. Они дают возможность анализировать обращения практически под любым ракурсом.
В информационно-аналитической работе используются абсолютные показатели — количество обращений, поступивших на имя Главы государства за определенное время и относительные показатели — количество обращений на 100 тысяч населения, которое расценивается как индикатор активности населения. Рассчитывается средний по России и по федеральным округам показатель активности. Выявляются вопросы, которые в наибольшей мере волнуют граждан, организации, общественные объединения.
Широко применяется метод визуализации аналитических материалов. Функциональная обязанность Управления — анализ и обобщение вопросов, поставленных в обращениях граждан и организаций, периодическое, а при необходимости, оперативное информирование. Обобщаются предложения по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы авторов, и предложения, касающиеся совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов, деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, развития общественных отношений, улучшения социально- экономической и общественно-политической ситуации в стране.
Работа с обращениями неотделима от практических результатов. Управление обязано также собирать, обобщать, и анализировать информацию о результатах рассмотрения обращений, принятых по ним мерах государственными органами и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных авторами вопросов.
По результатам рассмотрения могут быть приняты решения — «поддержано», «разъяснено», «не поддержано.
Принятые по обращениям меры — это фактически реализованные предложения, фактически удовлетворённые заявления или жалобы.
Проанализированные в обзоре данные по отчетам показали, что более 80 процентов авторов получили на обращения разъяснения. Одна из основных причин — низкая правовая грамотность и недостаточная информированность населения о деятельности организаций и учреждений, представляющих государственные услуги. Граждане не знают, как реализовать свои права, восстановить и защитить их. Необходимо расширение системы правового просвещения населения.
В 2011 году в Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, в Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан и в приёмные Президента Российской Федерации в федеральных округах и в административных центрах субъектов Российской Федерации поступило 962034 обращения. В том числе — 493884 обращения в форме электронного документа, 390776 обращений в письменной форме и 77374 обращения в устной форме, включая 52280 обращений, поступивших из иностранных государств.
Подтверждена зависимость количества обращений граждан, организаций и общественных объединений от политических, социально-экономических процессов, происходящих в стране, в федеральных округах и в субъектах Российской Федерации, подчёркнута особая роль отдельных факторов.
Определяющую роль в увеличении в 2011 году в совокупности количества обращений в форме электронного документа и в письменной форме по сравнению с 2010 годом и 2009 годом соответственно на 13,8 процента и на 36,5 процента сыграло повышение активности гражданского общества. Благодаря постоянному диалогу Президента Российской Федерации с гражданами России по наиболее актуальным вопросам жизни страны и последовательным мерам, принимаемым для развития гражданского общества, во всех социальных группах населения возросла потребность участия в управлении делами государства. В минувшем году количество обращений в форме электронного документа по сравнению с 2010 годом увеличилось на 18,0 процента. Следовательно, граждане оперативно и активно откликались на резонансные события внутри страны и за рубежом.
Возможность реализации права граждан на обращение существенно расширена благодаря реализации поручений Президента Российской Федерации по установке в зданиях органов местного самоуправления 186 городов с населением свыше 70 тысяч человек, удалённых от приёмных Президента Российской Федерации, терминалов «Электронной приёмной Президента Российской Федерации».
Сравнение долей содержащихся в обращениях граждан, организаций и общественных объединений вопросов тематических разделов показывает, что общественные объединения делают акцент на вопросах тематического раздела «государство, общество, политика», организации — на вопросах тематического раздела «экономика». Внимание же граждан сосредоточено преимущественно на вопросах тематических разделов «социальная сфера» и «жилищно-коммунальная сфера». Таким образом, в обращениях находят отражение социально-ролевые функции заявителей. Граждане выступают в большей мере потребителями социальных благ, организации — в роли их производителей, а общественные объединения — в роли, которая призвана создавать необходимые условия для расширения возможностей их производства и потребления.
«Специальная тема» посвящена жалобам — просьбам граждан о восстановлении или защите нарушенных прав и законных интересов. Создание единой трёхуровневой системы приёмных Президента Российской Федерации, а на их основе — единой трёхуровневой системы обеспечения реализации права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления обусловило увеличение количества и обращений, и жалоб. Рост количества жалоб подчёркивает повышение авторитета у граждан новых организационных форм рассмотрения их обращений.
На долю жалоб по вопросам законности и правопорядка приходится 34,7 процента всех вопросов, содержащихся в жалобах. Их количество по сравнению с 2010 годом увеличилось на 16,8 процента. Данный прирост в значительной мере обеспечен жалобами по поводу работы правоохранительных органов по защите прав собственности, в том числе — интеллектуальной.
Увеличение по сравнению с 2010 годом на 15,3 процента количества жалоб по вопросам жилищно-коммунальной сферы является следствием того, что всё большее количество заявителей осознают себя не просто участниками рыночных отношений, которым оказываются жилищно-коммунальные услуги, а их заказчиками, наделёнными соответствующими правами. В этой связи акцент в жалобах делается на таких нарушениях прав потребителей, как низкое качество услуг в данной сфере.
По сравнению с 2010 годом уменьшилось количество жалоб по вопросам работы учреждений культуры, науки, образования. В то же время возросло их количество по вопросам здравоохранения, социального обслуживания. Сократилось по сравнению с 2010 годом количество жалоб по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в результате комплекса мер, принятых по совершенствованию системы оказания государственных услуг населению. При сокращении на 10,1 процента по сравнению с 2010 годом общего количества жалоб по вопросам экономики количество жалоб по поводу несоблюдения работодателями трудового законодательства возросло на 4,3 процента.
Благодаря постоянному диалогу Президента Российской Федерации с гражданами России по наиболее актуальным вопросам жизни страны и последовательным мерам, принимаемым для развития гражданского общества, во всех социальных группах населения возросла потребность участия в управлении делами государства.
Граждане активно используют возможность отстаивать свои права и законные интересы через обращения в «Видеоблог Дмитрия Медведева» и в твиттер, через средства массовой информации и сеть Интернет, свидетельствующие об открытости публичной власти. Количество рассмотренных электронных сообщений, а также открытых писем и других материалов, обнародованных средствами массовой информации и в сети Интернет, лишь немного уступает количеству жалоб в форме электронного документа, в письменной форме и в устной форме, адресованных Президенту Российской Федерации и посвящённых работе с обращениями. Подавляющее количество этих жалоб, публикаций и электронных сообщений направлено по компетенции в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Работу по дальнейшему совершенствованию организации рассмотрения обращений граждан заявители рассматривают как одну из повседневных задач государственных органов и органов местного самоуправления, как необходимое условие привлечения граждан к управлению делами государства.
Бушков П.Н.
Список используемых источников и литературы:
- Конституция Российской Федерации. Официальное издание. — М: Юрид. лит., — 64 с.
- Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
- Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»
- Информационно-статистический обзор рассмотренных в 2011 году обращений граждан. организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации, а также результатов рассмотрения и принятых мер. — М.: — 259 с.