Социально-экономические науки

Автомобильный рынок в современной экономике

Сложно поверить, что автомобилестроение началось с 3-колёсного автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания 0,9 л.с. Тогда повозка Карла Бенца, сваренная из металлических трубок, могла перевозить всего двух человек и разгоняться до 16 км/ч, да и то при попутном ветре. Сегодня машины выглядят иначе, и возможностей у них куда больше.

В настоящее время в мире по производству автомобилей лидируют США, Германия и Япония. Международная автомобильная промышленность представлена такими гигантами, как Volkswagen, Toyota Motor Corporation, General Motors и Ford Motor Company.

Современный рынок, производящий автомобили, нацелен на создание новых моделей с повышенными требованиями безопасности, малой энергозатратностью и экологичностью транспорта. Также большую роль играют эстетические характеристики автомобилей.

В 2008 году мировой автопром столкнулся с такой серьёзной проблемой, как мировой экономический кризис. Дефицит ликвидности, огромные долги, временная остановка конвейеров, необходимость сокращения персонала, угроза социальных взрывов, падение спроса — в таких условиях работала и российская, и мировая автомобильная промышленность. Многие крупнейшие автоконцерны объявили о преобразованиях. Представители зарубежного автопрома заявляли о банкротстве, слияниях, поглощениях по собственной инициативе, либо по принуждению государственных властей.

Концерны General Motors и Chrysler Group LLC осенью 2008 были вынуждены обратиться к правительству США за многомиллиардными кредитами. Аналогичные кредитные запросы к своим национальным производителям предъявили и автопроизводители Европы.

Кризис не затронул так сильно Японию, как Европу и Америку, но землетрясение и цунами, произошедшие в марте 2011 года, сильно пошатнули местный автопром, вынудив Toyota приостановить производство. Это стало одной из причин потери компанией своих позиций на мировом рынке.

Чтобы помочь российскому автопрому, отечественное правительство запустило программу утилизации. В соответствии с условиями программы, любой желающий мог сдать свой автомобиль возрастом десять и более лет и получить скидку в размере 50 тысяч рублей при покупке нового авто, произведённого в России.

Проблемы на международном и российском автомобильных рынках, возникшие в результате мирового финансового кризиса, требуют государственного вмешательства и государственного контроля. При отсутствии данного контроля и помощи, предприятия могут существенно снизить объёмы производства и потерять позиции на мировых рынках, поскольку на данный момент выбор автомобиля потребителями осуществляется под воздействием двух факторов:

  • «сила марки на рынке» — то есть совокупность рыночных факторов, (выгодная цена, наличие автомобиля на складе, широкая дилерская сеть, стоимость обслуживания и т.д.), при условии, что имидж у всех одинаковый и бренд не влияет на выбор;
  • «сила марки в сознании» — сила бренда или имиджа марки — если бы все автомобили стоили одинаково и прочие рыночные факторы были равны, какую марку потребители выбрали бы в первую очередь.

В условиях сохраняющегося спроса на известные торговые марки автомобилей и снижающегося предложения можно сделать вывод, что цены на данный товар будут завышены за счёт спекулятивной деятельности дилерских центров. А это, в свою очередь, заставит людей отложить свои намерения по покупке дорогого автомобиля, и отрасль ожидает период застоя.

Касаткина И.О.