Информационные технологии

Браузеры

В настоящее время человеку все чаще приходится заглядывать из реального мира в мир виртуальный. Если окном в мир компьютера является монитор, то окном в мир Интернета является браузер.

Браузер – это специальная программа, позволяющая просматривать содержимое сети Интернет. Она позволяет получить доступ ко всем информационным ресурсам сети. Всё зависит от того, как и для чего вы применяете браузер, а также от операционной системы, в рамках которой вы его используете.

Существует несколько видов браузеров:

  • Браузер режима командной строки;
  • Полноэкранный браузер;
  • Браузер с поддержкой мультимедиа;
  • Браузеры-дополнения и альтернативные браузеры.

Первый браузер World Wide Web (Nexus) был создан в 1990 году и был текстовым, способным отображать только буквы и цифры. Его автором стал Тим Бернерс-Ли. Для того времени это был настоящий прорыв, своего рода революционный переход на качественно новый уровень использования ресурсов Всемирной сети. Но использование графических объектов при создании веб-страниц тоже имеет существенное значение, ведь многая важная информация может быть представлена исключительно в виде изображений. Эти и многие другие доводы привели к тому, что вскоре после текстовых браузеров, а точнее, 15 мая 1992 года мир увидел первый графический браузер – Viola. С появлением программ, способных в удобном графическом интерфейсе предоставлять доступ к веб-страницам, содержащим не только текст и гиперссылки, но и изображения, начался новый виток развития браузеров. Немного позже стараниями программиста Марка Андреесена, работавшего в американском Национальном центре суперкомпьютерных приложений (NCSA), на свет появилась первая альфа-версия браузера Mosaic. Через некоторое время Mosaic перерос в Netscape, постепенно завоевавший практически весь рынок браузеров. С самого начала данное приложение было полноценным графическим браузером, и именно в нём появились многие привычные сейчас элементы управления. Но название этого браузера попало в историю по другой причине. Так получилось, что код Mosaic послужил основой для создания таких известных программ, как Netscape и Internet Explorer. К началу XXI века почти 90 % пользователей выходили в Интернет с помощью Internet Explorer. Альтернативные браузеры по-прежнему продолжали развиваться. Поверженный Netscape, перейдя в 1999 году на свободные принципы разработки, переродился в браузер Mozilla, набравший приличную долю пользователей благодаря бесплатному распространению, основательно переработанному коду, кросс-платформенности и массе усовершенствований, отсутствующих в Internet Explorer. К сегодняшнему дню ему выросла достойная смена в виде быстрого и удобного браузера Firefox. Другой браузер Opera, сумевший пережить первые браузерные войны, появился на свет десять лет назад в Норвегии. Браузер оказался не только быстрым и удобным, но и с каждой новой версией предлагал всё новые революционные решения, способствовавшие повышению удобства работы пользователей и в дальнейшем становившиеся стандартами для других подобных программ.

Итак, за несколько лет своего существования браузер смог достичь практического совершенства. Трудно себе представить некую новую функцию, которой бы не было уже в какой-нибудь из программ.

Если говорить о функциях, то обычно браузер занимается тем, что получает данные с сервера по протоколу HTTP, компонует их в виде изображения или текстового фрейма, а результат помещает на экран (браузер отправляет серверу запрос на получение страницы, получает ответ (чаще всего HTML-код), обрабатывает HTML-код и отображает веб-страницу).

Но здесь нужно учитывать, что web-страницы бывают двух видов: статические и динамические. Статическая страница всегда выглядит для пользователя одинаково. Динамическая страница, как правило, требует от него дополнительных возможностей – поддержку отображения DHTML.

Реализация динамического HTML (Dynamic HTML или DHTML) основывается на трёх компонентах: непосредственно HTML, каскадных таблицах стилей (Cascade Style Sheets – CSS) и языке сценариев (JavaScript или VBScript). Эти три компонента DHTML связаны между собой объектной моделью документа (Document Object Model – DOM), являющейся, по сути, интерфейсом прикладного программирования (API). DOM связывает воедино три перечисленных компонента, придавая простому документу HTML новое качество – возможность динамического изменения своего содержимого без перезагрузки страницы.

DOM – это стандарт, разработанный Консорциумом W3C (World Wide Web Consortium – Консорциум по стандартизации Web). В DOM документ представляется в виде древовидной структуры, являющейся одной из наиболее употребительных структур в программировании. Это обеспечивает унифицированный способ навигации по документу.

Объектами верхнего уровня DOM являются объекты браузера (window, document, history location, navigator).

Объекты браузера – это объекты, зависимые от браузера и им определяемые, все они имеют свойства и методы, создаются в момент загрузки в браузер документа и упорядочены в иерархическом порядке, создавая структуру родительских и дочерних объектов.

Связь объектов браузера обеспечивает Java Script. Вообще JavaScript и DOM тесно связаны между собой, так как первый служит для управления вторым. Именно их взаимодействие и позволяет создавать интерактивные web-страницы.

Язык JavaScript использует иерархическую структуру для указания в сценариях путей обращения ко всем объектам в документе.

Используя CSS и JavaScript, можно управлять любым элементом на странице, меняя его локально, не перерисовывая всю страницу целиком.

Каскадные таблицы стилей используются на веб-страницах для задания внешнего вида их отдельных частей.

На DHTML очень похож по структуре XPFE (Cross Platform Front End). XPFE – это кроссплатформенная среда разработки, предназначенная для того, чтобы разрешить проблемы создания интерфейсов, которые будут работать под любой операционной системой (на данный момент поддерживается Windows, Unix и Mac), и все его компоненты основаны на открытых стандартах.

Также Java Script используется для развития функциональности, CSS используется для дизайна, а язык разметки для создания наполнения, но вместо HTML используется XUL.

Язык описания пользовательских интерфейсов XUL (XML User-interface Language) в настоящее время весьма популярен. Это полнофункциональный язык разметки. XUL определяет внешний вид приложения. Приложения, написанные на XUL, также могут использовать HTML, CSS, DOM, Java-script. И главное, XUL пытается разделить представление данных и логику приложений.

Мы настолько привыкли пользоваться для просмотра веб-страниц этими программами, что порой и не замечаем, насколько сложным и мощным инструментом является браузер. Между тем, за время своего существования эти программы стали, пожалуй, наиболее востребованными и значимыми для всех пользователей интернета, превратившись из неказистых, способных отображать только текст приложений в удобные и функциональные программы, открывающие нам красочный, наполненный бесценной информацией виртуальный мир Всемирной сети.

Е.А. Васильева