Психология

Cамооценка как внутренний регулятор поведения и деятельности человека и ее особенности в юношеском возрасте

В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания.

Самооценка, как одна из основных форм проявления самосознания, выражает фундаментальные свойства личности и наряду с другими факторами отражает ее направленность, активность. Кроме того, самооценка является показателем определенного уровня психологического развития личности, выступает как уровень самоопределения, как «зеркало» личностных качеств человека.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы и находится на разных уровнях развития в ходе становления личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. С переходом на все более высокие генетические уровни психического развития у человека складывается более или менее адекватная и устойчивая собственная оценка себя. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления, понятия о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе. Все это и приводит к изменению содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения личности [1],[2],[8],[3],[5],[7].

Содержание самооценки многоаспектно, так же как сложна и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Каждый из компонентов самооценки, отражающей степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития; в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценка различных компонентов в личности может находиться на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Самооценки отдельных ценностей личности, ее мотивации, отношений, проявление тех или иных психологических особенностей и т. д. взаимодействуют между собой. Формы взаимодействия самооценок могут быть самые разнообразные — единство, согласованность, взаимодополнение, но нередко они находятся и в конфликтных отношениях. Эти достаточно сложные связи между отдельными самооценками предшествуют процессу выработки единой самооценки, сопровождают его и выражаются в постоянных поисках личности самой себя, в непрерывной актуализации внимания на своем внутреннем мире с тем, чтобы понять степень своей ценности в обществе, найти и определить свое место в системе сложнейших социальных, профессиональных, семейных и просто личностных связей и отношений.

Процесс выработки единой самооценки, синтезированный из многих частных самооценок, неравномерно распределен во времени. Кроме того, должны объединиться разные по содержательности и в генетическом плане самооценки, находящиеся нередко в противоречии. Эти дополнительные обстоятельства усложняют выработку единой самооценки на фоне основной трудности — необходимости отдифференцировать в процесс оценивания объект от субъекта.

По своему внутреннему составу самооценка сложна не только по тому, что она многоаспектна, но и потому, что эти элементы могут отличаться различными уровнями осознанности. Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки, а также и самооценки личности в целом связям с тем, что результаты самопознания и самоотношения, на основе которых вырабатывается самооценка, сами могут находиться на разных уровнях осознанности. Знания себя и эмоционально-ценностное отношение к себе выступают не с одинаковой степенью яркости и отчетливости.

Самооценка — субъективное и очень личностное образование нашей психики. Она формируется при более или менее активном участии самой личности, несет на себе отпечаток качественного своеобразия ее психического мира, поэтому самооценка не во всех своих элементах может совпадать с объективной оценкой данной личности (1 ], [4], [6]. Она может быть заниженной или, наоборот, завышенной. Ее адекватность, истинность, логичность и последовательность устанавливается на основе реальных проявлений личности в деятельности, поведении. Нравственным критерием самооценки является общественная ценность того, что оценивает в себе личность.

Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Через включение самооценки в структуру мотивации деятельности личность осуществляет непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. В своем поведении в различных общениях мы непрерывно «примериваем» себя к особенностям ситуации, поведению других людей, реакциям на наше поведение и т.д. Как правильно замечает Р. Азимова, самооценка — это «постоянно действующая система, определяющая положительную и отрицательную сторону намерений и поступков личности». По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус са- моотношения. Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой.

Самооценка на каждом конкретном этапе развития личности, с одной стороны, отражает уровень развития эмоционально-ценностного отношения к себе (также как и уровень самопознания), с другой — она включается в процесс дальнейшего формирования самоотношения личности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности — в стремлении изменить, улучшить себя, а также в реализации этого стремления.

Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.

Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. Многочисленные исследования неоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи.

В юношеском возрасте отмечаются две противоположные тенденции в общении: расширение его сферы с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обособление — с другой. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего “Я”. Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, возможно при наличии потребности в уединении.

В юности обостряются способности к чувствованию состояния других лиц, способности переживать эмоционально эти состояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификация утоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременно ранимее.

Таким образом, самосознание в юношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связано с необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.

В психологических исследованиях большое место занимает изучение развития самооценки в онтогенезе. Исследованию самооценки в дошкольном, школьном, подростковом возрасте посвящено много работ, однако, самооценка личности студентов в процессе обучения изучена не достаточно. Так, А.М- .Ахмедханов изучал динамику самооценки и межличностных отношений в студенческом коллективе. Он установил, что в ходе общения меняется сама самооценка, что ведет к существенным изменениям в самосознании личности студентов. Исследования особенностей самооценки личности студентов в условиях успеха и неудачи 3.В.Кузьминой доказывают, что общее изменение самооценки студентов в зависимости от успеха или неудачи и что неуспех вызывает наиболее существенную переоценку ценностей. Е.П.Гиоева, изучая психологические особенности учебной самооценки студентов педвуза, выявила связь между личностными качествами, проявляющимися в процессе самооценки, и результатами познавательной деятельности [5}. О.Г.Мельниченко исследовала у студентов самооценку и некоторые изменения ее в зависимости от возраста. Она выявила, что на уровень притязаний возрастные факторы непосредственно не влияют, однако с возрастом снижается неадекватность в реакциях на успех и на неудачу, что свидетельствует о стабилизации самооценки и повышении адекватности поведения [3]. М.И.Боришевский, который исследовал моральную саморегуляцию поведения подростков, установил, что, обладая устойчивой и адекватной самооценкой, УСК у подростков проявляется на достаточно высоком уровне. М.И.Боришевский объясняет это тем, что подросток регулирует свое поведение в системе взаимоотношений не только с точки зрения соотношения отдельных своих поступков с требованиями окружающих, но и с точки зрения соответствия своих требований к себе. Видимо, умение владеть своим эмоциональным состоянием, контролировать себя и определенным образом организовывать свое поведение развивается раньше периода обучения студентов в вузе. Исследуя самооценку у студентов, нами было установлено, что самооценка и УСК изменяется согласованно. Такая взаимосвязь свидетельствует, на наш взгляд, о том, что ориентация на самооценку в регуляции поведения подчеркивает непрерывность перехода личности на все более высокие уровни психического развития, усложняя ее самосознание, в частности, саморегулирование, строящееся на самооценке. Можно считать, что потребность в самостоятельном построении собственной самооценки своих достижений в поведении, деятельности, прежде всего, учебной и в стремлении действовать на основе этой оценки активизируется уже в подростковом возрасте. При развитии личности самооценка с первых моментов своего возникновения имплицитно существует и взаимодействует в структуре регуляции поведения.

Таким образом, результаты исследования самооценки личности студентов свидетельствуют о том, что самооценка может изменяться в зависимости от факторов, которые на нее влияют.

Горская Н.Е.

Литература

  1. Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитания: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.- 422с.
  2. Бороздина Л.В., Замученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. — 1993. №4. — С. 104-124
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. — 2-е изд. — Минск: Изд-во БГУ им. В.И.Ленина, 198 — 383с.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2хт. — М.: Педагогика, 1983, 318с.
  5. Психологические вопросы формирования личности будущего учителя: Межвуз. сб. науч. труды. -М., 1986.-126с.
  6. Coopersmitlh S. The antecendent of self-esteem San Francisco, 1967
  7. Watking The development and evaluating of self-esteem measuring instruments // J. of Pers. assessment, 1978.
  8. Wells L., Marwell G. self-esteem, It’s conceptualization and measurement // sage publications, 1976.