Тема работы: Cоциально-педагогическая программа развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Страницы: 49
Введение 3
Глава 1. Общие теоретические подходы к проблеме развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие « мышление», его виды, закономерности, структура мыслительной деятельности 6
1.2. Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста 11
1.3. Социально – педагогическая программа развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Экспериментальная деятельность по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1. Констатирующий этап исследования развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Реализация социально – педагогической программы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Анализ экспериментальной деятельности 37
2.4. Методические рекомендации 40
Выводы 42
Заключение 43
Литература 45
Приложения
Введение
Актуальность: Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения.
От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психическое самочувствие. Готовность к школьному обучению предполагает достаточно высокий уровень развития интеллектуальной сферы ребенка. Логическое мышление является одним из главных аспектов интеллектуальной деятельности.
В наше время существует множество развивающих игр и задач для дошкольников, но на практики они применяются крайне редко. Одной из причин является отсутствие системы в применении данных упражнений. Сегодня требуются не отдельные развивающие игры и задачи, а структурированные программы, составленные в соответствии с заданной целью, с комментариями и четким планом действий. Следовательно, разработки по систематизации упражнений направленные на развитие логического мышления остаются актуальными.
Цель исследования: выявить социально – педагогические условия развития логического мышления у старших дошкольников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме развития логического мышления у детей старшего школьного возраста.
2. Изучить особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Подобрать блок методик для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
4. Апробировать составленную социально – педагогическую программу.
5. Провести анализ полученных результатов.
Объект исследования: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: социально – педагогическая программа развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: В исследовании были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, интервью и тестирование.
Тестирование проведено с помощью следующих методик:
1. Тест ОСД (Ориентировочная схема действий) (Чередникова Т.В.)
2. Тест «Комбинаторика» (Чередникова Т.В.)
3. Тест «Четвертый – лишний» (Чередникова Т.В.)
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать с помощью специально разработанной социально – педагогической программы, которая направлена на интенсивное интеллектуальное развитие детей, включающая в себя игровые задания и составлена с учетом возраста испытуемых.
Теоретические основы исследования: взгляды таких ученых как Дж. Бруннер, Ж. Пиаже, Р.С. Немов и Н.Н. Поддьяков легли в основу организации исследования и анализа результатов настоящей дипломной работы.
Этапы исследования: Экспериментальная деятельность по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста включает следующие этапы:
1. Констатирующий этап исследования развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
2. Реализация социально – педагогической программы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Анализ экспериментальной деятельности.
4. Методические рекомендации.
База исследования: Экспериментальная работа проводилась в муниципальном дошкольном учреждении № 63 «Мозаика» г. Иркутска.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы психологами и воспитателями в детских садах , для индивидуальной и групповой работы психологов для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Занятия с детьми с предлагаемым набором дидактического материала могут проводиться на коррекционных занятиях или воспитателем во внеурочное время.
Структура и объем работы: Работа включает в себя 49 страниц машинописного текста, 6 рисунков, состоит из двух глав, введения и заключения. Список использованной литературы включает в себя 68 источников.