Социально-экономические науки

Деревянное зодчество Сибири

Иркутску, с которым связаны наиболее яркие страницы не только сибирской, но и российской истории, — 337 лет. Это история в названиях и облике его улиц, в деяниях и преданности Иркутску многих поколений, родившихся здесь и ушедших в его землю.

Иркутяне любят слово первый. Ведь именно в Иркутске в 1725 г. открывается первая мунгальская школа при Вознесенском мужском монастыре, а в 1772 г. Одна из первых за Уралом библиотек, а в 1782 г, один из первых в России «музеумов». Именно в Иркутске после императорского Эрмитажа и знаменитой Третьяковки родилась третья по величине картинная Галерея. Иркутск обладает самым большим из городов Сибири разнообразием памятников деревянного зодчества. Из числа сибирских городов свое «историческое лицо» сохранили лишь Иркутск и Тобольск.

Казаки-первопроходцы, миссионеры и духовенство, ссыльные богатое иркутское купечество, по утонченности культуры соперничавшее с духовным цветом России — дворянством, каждый из них потрудился на славу и честь родного города.

Актуальность

Еще не так давно стоял на одной из улиц Иркутска «горбатый дом», построенный на рубеже XVII- XVIII вв. (Сейчас такие постройки можно увидеть только на картине Сурикова » Боярыня Морозова»). Дом этот имел большую историко-этнографическую ценность как типичная жилая постройка первых русских землепроходцев в Сибири. Местная общественность неоднократно ставила через печать вопрос о сохранении этого дома, но однажды ночью «горбатый дом» снесли бульдозером.

В первую очередь, необходимо создать при решении вопросов, связанных с судьбой культурных ценностей, такую обстановку, при которой не было бы места никаким проявлениям нигилизма, и была бы полностью исключена безответственность за преступно халатное отношение к их сохранности.

Необходимо к делу охраны памятников нашего культурного наследия привлечь внимание всех организаций, широких масс населения.

  1. Каждый город сам являются памятниками истории и культуры. Поэтому естественно, что общество, поставившее своей задачей охрану этих памятников, не должно оказаться в стороне от градостроительства. Вот почему вопрос о сносе деревянных зданий, о перепланировке исторических мест и т.д. должен широко обсуждаться общественностью.
  2. Популяризация исторического наследия — дело общественное. И она может проводиться в различных формах. Это могут быть:

уроки местной истории, предусмотренные в программах по преподаванию истории в средней школе, колледжах, лицеях;

популярные лекции;

организация туристических маршрутов по улочкам старого Иркутска;

выпуск сувениров, подарочных изделий, памятных значков, посвящённых памятникам истории и культуры и т.д.

  1. наладить финансирование для реставрационных работ деревянного зодчества.

Нет цены памятникам истории и культуры, которые нам достались. Будем же бережно хранить это наследие.

Проблемы

Проблемы сохранения деревянной архитектуры в городе возникла много лет назад, но особую остроту приобрела сейчас, когда новая застройка все чаще и селе вторгается в исторический центр, основную часть которого составляет деревянная архитектура. За последние десятилетия в городе отреставрированы несколько памятников деревянной архитектуры: Дом актера, Дом декабриста С.П. Трубецкого, дом декабриста С.Г. Волконского, дом, где жил в Иркутске С.М. Киров. На остальных памятниках — усадьбе Сукачева, «кружевной дом по ул. 3 июля, 20, доме по ул. Дзержинского, 23 «а» еще ведутся реставрационные работы. Короткий список говорит сам за себя: этого пока еще мало.

Одной из самых наболевших проблем является недостаток квалифицированных реставраторов, что в первую очередь влияет на качество реставрационных домов. Мы привыкли к мысли, что реставрационные работы на памятнике уже гарантируют его сохранность и редко задумываемся о том, что не точная, неквалифицированная реставрация может привести, в конечном счете, к необратимым потерям. До сих пор ни одно выше или среднее учебное заведение не готовит профессиональных реставраторов. Поэтому лучшие реставраторы мастерских это — в основном люди, пришедшие на эту работу из ремонтностроительных управлении. Среди проблем и качество материала для реставрационных работ и проблема качества проектной документации, но самое главное на сегодняшний день — отсутствие достаточного финансирования.

Историческая справка

Став в XVIII в. крупнейший административно- хозяйственным и культурным центром Восточной Сибири, Иркутск славился умельцами — серебряниками, иконописцами, живописцами, зодчими. Особо отличались мастера по обработке дерева. Сибирские города были по преимуществу деревянными: острог, первые церкви, административные и жилые дома, все возводились из дерева. Иркутский житель, — как верно заметил В. Г. Распутин, -стремился «не только построить, чтобы тепло и удобно было жить, но построить на удивление и загляденье, точно картинку, точно терем волшебный, в котором, быть может, настанет волшебное житье,- вот что считалось важным и,- как теперь говорят, престижным.

Не найдено сведенье о том, когда в Иркутске, основанном в 1661 г., появились первые резчики. Однако в описи иркутского Вознесенского монастыря, составленной в 1742 г., отмечено в деревянной Успенской церкви «над царскими воротами резное распятье в меру человека».

Если в XVII- начале XVIIIb.b в Иркутске работали, в основанном, приезжие мастера, то к средине XVIII в. здесь набирают силу умельцы из потомственных иркутян. В это время жители города, занимаются различными ремёслами, объединяются в цехах. В документах, перечисляющих эти цеха, первыми называются ремесла, связанные с искусством: иконописное, серебряное, меднолитейное, разное, что лишний раз подчеркивает особое отношение иркутян к искусству.

Само резное мастерство успело выделиться из родственный ему ремёсел («плотнишнего» столярного) и занять особое отдельное место. По обработке дерева в Иркутске существовало два цеха — резной и плотницкой. В первый записывались мастера более высокой квалификации хотя они иногда брались и за плотницкую работу. Искусство иркутских цеховых резчиков высоко ценилось в Восточной Сибири, и они часто получили заказы из других городов и населенных мест.

Иркутяне строили деревянные дома не только по тому, что не было мастеров-каменщиков, но и потому, то считали: каменные постройки « заключают в себе сырость и не так теплы зимой, в то время как деревянные «теплые и могут простоять столетие».

Из Петербурга в Иркутск были присланы так называемые «образцовые фасады» — проекты жилых деревянных домов.

В 1811 г. генерал — губернатор Сибири обратился в министерство полиции с просьбой разрешить отступление от образцовых фасадов, большие окна которые не подходили для сурового климата, и получил указание: « Ежели желающие строиться сами просить будут, дать позволение на постройку дома», Таким образом, многие дома первой половины XIX в. можно считать результатом коллективного творчества народных мастеров, местных проектировщиков и столичных архитекторов, — в них сочетались высокая художественная отделка и удобная, экономичная планировка. То есть дом был разно этажным; одноэтажным с улицы, двухэтажным со двора. Дело в том, в до пожарном Иркутске разрешалось строить только одно — этажные деревянные дома. Так иркутяне остроумно решали проблему: имея не большую площадь застройки в условиях города, построили просторные дома.

Но у дерева может быть и враг — огонь. Самым страшным пожаром в Иркутске считается пожар 22-24 июня 1879 г., в огне которого погибло более 70% всего жилого фонда Иркутска. Это частные дома, общественные и казенные здания. Как в « гиене огненной» Иркутск горел три дня, а отстраивался почти Шлет.

Деревянных домов, уцелевших при пожаре дошло до нашего времени не так уж много. Эти сохранившиеся старые постройки занимают особое место в архитектуры города. Они занимают собой вершину творчества народных мастеров и местных умельцев. Их можно условно разделить на две группы: одна — дома, построенные по типовым проектом, они представляет классицизм в деревянном зодчестве Иркутска; В полном смысле классических особняков в Иркутске мало. Однако деталей, выполненных в соответствии с классическими ордерными профилями — можно и сейчас в изобилии видеть на домиках старого Иркутска. На том же доме «хамелеоне», на особняках Кузнецова, Сперанского. Глаз не оторвёшь от классических наличников!

Когда-то они привели в восторг и Г.К. Лукомского: «Ставни окна — шедевры столярного искусства. Середники их покрыты мелкими полосками, а по краю вьётся чудесно выполненный тонкий меандр. Под окном балясины, и всё это на гладком фоне досок.

В окне хорошие строгие рамы (какой вкус! и в Иркутске!), за ними видны ажурные занавесочки, и когда стёкла покроются инеем и узоры фантастически соединят в один ансамбль всю композицию, впечатление сказочного богатства и вкуса очаровывает понимающую красоту зодчества». Вторая группа — дома, построенные по переработанным местными мастерами типовым проектам, в декоре которых главенствует барочные завитки — волюты. Именно эта последняя группа составляет одну из самобытных страниц древней летописи Иркутска.

В европейских городах России рубленые постройки часто имитировали фактуру каменного дома, как того требовали классические каноны, стены домов штукатурились, а декоративные формы выполнялись лепкой или отливкой, в Иркутске же отливка декоративных деталей делалась сравнительно редко, обычно мастера вырезали их из дерева, раскрывая при этом его выразительность и пластичность.

К основанному объему пристраиваются сени и крыльцо, выходящие обязательно во двор, над ними часто располагается летние помещения: балкон или застекленная терраса.

Крыльцо служило украшением дома, ему в стариной архитектуре уделяли особое внимание. На нем приходили церемонные встречи и проводы гостей, поэтому часто крыльца строили обширными и нарядными. Основательность крыльцу придавало высокое покрытие на помочах — концах бревен, выпущенных из сруба виде выкружек — консолей. В Иркутске до сих пор сохранились крыльца, на ступенях которых свободна рассядутся десять — двенадцать человек. Под навесом такого крыльца хозяйки сушили белье в дождливую погоду.

Декор

Какой же набор деталей использовали иркутские мастера для украшения домов? Для классического варианта использовались пальметты и розетки — стилизованные изображение листа и цветка, кроме того, применялись орнаменты из пересекающихся колец или яйцеподобных фигур — иоников. Изображения эти, выполненные в тонкой резьбе, до сих пор можно видеть на наличниках и ставнях старинных домов.

Но чаще и охотнее всего мастера исполняли элементы стиля барокко — валютные завитки, которые, по вероятности, пришли в Сибирь вместе с образцовыми проектами XVIII в. ни в одном городе Сибири нет такого разнообразие и такого совершенство в исполнении волют. Иркутские мастера никогда не копировали друг друга, каждый раз создавали новое произведение искусства, а ведь волюта относится к довольно сложному виду высокорельефной домовой резьбы, она выполнялась в основном долотом, ножом стамеской и требовало от резчика высокого мастерства. Наличники окон и ставни красились в чисто-белый цвет, обшивка фасадов в яркие барочные цвета: брусничный, зелёный, голубой. Это придавало домам особую нарядность.

После пожара 1879 г. центральная улица Иркутска — ул. Большая — была застроена каменными домами, остальной же город оставался в основном деревянным. Новая после пожарная постройка уже была совершенной иной. На смену небольшим домам — особнячкам пришли дома на несколько квартир (чаще всего на две или на четыре). У этих домов длинный, развернутый вдоль улицы фасад, почти всегда они имеют башенки, шпили, парапеты — довольно сложные покрытия, которые придают строению индивидуальность и снимают ощущения монотонности застройки.

В домах было два входа: черный — со двора и парадной — с улицы. Парадные двери украшались резьбой, над дверями часто делался навес на узорных металлических консолях или козырек — балкона. Надо сказать, что кованое и просечное железо весьма широко использовались в конце прошлого века для украшения домов наряду с резьбой.

Резьба также изменяет свой характер: на смену рельефной приходит резьба пропильная. Большая часть сохранившихся деревянных домов украшена именно этим декором.

Появление пропильной резьбы обусловливалось двумя причинами: возникновением вертикальных пилок разных размеров, позволяющих создавать тонкий и сложный узор, резким вздорожанием дерева (основные строительные традиции к началу XIX в. в центральных районах страны были уже сведены ) — для пропильной доски можно было использовать тонкие, сравнительно дешевые доски.

Долгое время исследователи и искусствоведы считали пропильную резьбу « безвкусной и вычурной», в ней видели лишь упадок высоких традиций русского народа искусства, и только в 60-х г.г. XX в. была сделана, наконец, серьезная попытка осмыслить это искусство. Оказалось, что многие мотивы пропильной резьбы несут на себе глубокую традиционность русского народного творчества, доказана ее прямая связь со сквозной резьбой, применявшиеся еще в Древней Руси.

Сквозная резьба была в ходу еще у древних новгородцев. В толстой доске при помощи топора, ножа, долота и стамески прорезались узоры. Они отстояли далеко друг от друга и лишь слегка оживляли гладкую поверхность. Основную площадь занимал фонд.

Скромные узоры, которыми в языческие времена человек украшал свой дом, были не просто декором, эти узоры являлись магическими знаками, оберегами, охраняющими дом от вторжение в него злых сил. И когда в начале XIX в. на фасады домов пришла пропильная резьба, как будто снова выплывали из древности подобия знаков-оберегов: узорные волнистые «хляби», символизирующие дождь и росу — под крышей, солярные знаки — «солнышки» над окнами и дверями.

Постепенно декор усложняется, во второй половине века доски становятся все более ажурными — орнамент начинает превалировать над фоном. Декоративные элементы постепенно заполняют всю плоскость фасада, резьбой украшаются наличники, ставни, угловые доски, подзоры и даже подоконное пространство. И если прежний рельефный декор органически сливался с архитектурой строения и не мыслился независимым от него, то теперь он дается как нечто самодовлеющее, существующее самостоятельно по отношению дому. Обилие декора объясняется сравнительной простотой изготовление резных досок. Если рельефная резьба требовала мастерства и умение владеть многими инструментами, то здесь достаточно было нанести на доску узор, просверлить в нескольких местах отверстия и вертикальной пилой — лобзиком проводимой обычно в движение ногой, выпиливать нанесенный узор.

Употребление в строительстве железных гвоздей позволило внести в убранство дома еще один элемент: накладные украшения, — декор стал приобретать многоступенчатый характер. А в самом конце века возникла моделированная резьба, имитирующая глухую рельефную. Она выполнялась так: резчик выпиливал на доске узор, затем моделировал его на гладкую доску.

Смена рельефной глубиной резьбы на пропильную происходила в провинциальных городах постепенно, в Иркутске же обстоятельства сложились так что смена типа декора произошла в очень короткое время: до пожара 1879 г. Иркутск был деревянным «рельефным», после пожара — деревянным «пильным».

На улице Фридриха Энгельса стоит дом в декоре которого мастера использовали все три типа резьбы: рельефную, сквозную и накладную, и это создает впечатление особой нарядности, не даром этот дом иркутяне называют «кружевным» здесь, однако, необходимо уточнение: такой обильный и разнообразный декор стоил совсем недешево: его цену можно сравнить с ценой самого дома, то есть сколько стоила постройка дома, столько примерно стоило его украшение, более того украшение некоторых домов Иркутска стоило в три раза дороже самого сруба.

Резьбой украшались не только фасады домов но и ворота.

На рубеже веков в иркутскую каменную архитектуру пришло новое направление, получившее название архитектуры модерна. Деревянное зодчество не осталось в стороне от модного течения, гибкие текучие линии модерна стали появляться то в металлических балкончиках, то в узорах наличников окон и парадных дверей.

Появились деревянные дома, целиком построенные в стиле модерн. До нашего времени дошло несколько таких домов, превосходно сохранивших свои первоначальные формы. Два таких дома стоят в начале и конце улицы Профсоюзной, в отличие от деревянного модерна других сибирских городов, их отличают строгие, сдержанные формы.

Архитектура старинных сибирских городов — самое реальное отражение жизни наших предков. Это своеобразное летопись образному выражению Н.В.Гоголя, но откроется она только тому, кто хотел научиться читать в ней.

Декор фасадов разнообразен. Он сосредоточен в основном на наличниках окон, карнизах домов и крылечек. Здесь можно встретить почти все виды архитектурной резьбы от плоской до пропильной. Судя по разным «пошибам» в Иркутске работало несколько мастерских и каждая имела своё лицо.

После пожара застройка была совершенно другой: развёрнуты вдоль улиц фасады.

Архитектура старинных городов самое реальное отражение жизни наших предков. Глядя на деревянные дома мы воочию видим архитектурные вкусы и пристрастия жителей нашего города от бревенчатых домов крепостей до двухэтажного особняка.

Заключение

В 1989 г. исторический центр Иркутска вошел в предварительный список Всемирного Наследие. Столь высокая оценка различными экспертами историко-культурного наследия города стало возможна благодаря — объектами археологического наследие. Материальными носителями, отражающими периоды города как военного форпоста, коммерческого, миссионерского, социокультурной и административной колонизации коренных народов. , Прекрасным природным ландшафтом,- сформированной на протяжении трехсот лет устойчивой планировочной структурой исторического городского ядра. Значительным количеством объектов культурного наследие, разнообразных по функционально- типологической принадлежности, стилистике, материалу, а также памятниками деревянного зодчества, сохранившимися в подлиннике. Все это имеет целью сохранение центра Иркутска как исторического города, притягательного центра туризма, сохранение ценных в научном, историческом и художественном отношении территорий.

В соответствии с технико-экономическими показателями генерального плана города общая площадь земель в границах городского округа составляет 27693,7 га. Однако при этом процент охраняемого и регулированного ландшафта составляет 5,1%. Данные территории входят в состав рекреационных зон (50,3%), предусмотренных генеральным планом, и составляют ничтожно малую часть.

Кудьярва Н.

Литература

  1. Барановский Е. О типологии жилых домов.//Земля Иркутская. -2002.
  2. БубисН. Возникновение и основные этапы развития. Иркутск. Земля иркутская. -20 — № 15.С.2-7.
  3. Гольдфарб П.С. Весь Иркутск. Рассказы по истории города.- Иркутск.-19
  4. Город Сибири. Сборник статей./ под ред. ВилковаО.Н. м.,
  5. Миллер Г.Ф. История Сибири.-М-Л.-1941.-Т. 1.
  6. Оглы Б. И. Особенности архитектуры городов Восточной Сибири во второй половине XVIII- XIX вв.//Сибирские города XVII-XIX вв.- Новосибирск 1981.-е. 196-21.
  7. Романов Н.С.Летопись города Иркутска.- Иркутск — 1993.
  8. Строем вместе. Сборник статей./рук. проект. Н.Н.Красноя. — 2007.