Социально-экономические науки

Дидактическая игра как средство повышения мотивации учащихся

Проблема развития мотивационной готовности учащихся становится особенно значимой в связи с целевой переориентацией общего образования, направленного не столько на обеспечение определённой суммой знаний, сколько на развитие личности, её мировоззрения, ценностных ориентаций, способности к самопознанию, саморазвитию, самообразованию. Одним из путей решения этой проблемы, на наш взгляд, является создание таких условий обучения, в которых возможно было повышение мотивации учения и стимулирование познавательной деятельности учащихся.

Одним из эффективных средств развития интереса к изучению русского языка является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. На наш взгляд, дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности и познавательного интереса.

Существенным является то, что в игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую игру входит как непременное её условие — умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Кроме того, игра — это живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет одно из приоритетных средств развития мотивации.

В подготовке и проведении дидактической игры выделяются следующие этапы:

  1. Подготовительный этап: определение цели, правил и регламента игры, подготовка дидактического, методического и технического обеспечения игры, предварительное формирование игровых групп.
  2. Введение в игру: ознакомление участников игры с темой, предъявление информации учителем, проведение установки на игру, предъявление сценария и правил игры, формирование игровых групп, распределение ролевых обязанностей, выдача задания на игру, обеспечение дидактическими, методическими и техническими материалами.
  3. Собственно игровой этап: обсуждение полученного задания в группах, консультации ведущего игру, выполнение игровых ролей участниками игры, коммуникативное взаимодействие игроков в игровой группе, организация в группе коллективной мыследеятельности (КМД), обсуждение вариантов решения задания, принятие оптимального решения по заданию.
  4. Заключительный этап: рефлексия участников игры, рефлексия ведущего игры, определение победителей игры, подведение итогов ведущим.
  5. Постигровой этап: анализ содержательной и процессуальной сторон дидактической игры, анализ и оценка результатов игры.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры и определенный результат, который придает игре законченность и выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

Прежде чем включить игровые приемы в процесс обучения русскому языку, нами была проведена диагностика мотивационной готовности 9 учащихся 5 класса 38 общеобразовательной школы. Для этого ребятам предлагалась анкета по выявлению интереса к изучаемому предмету и определению уровня их предметной подготовки. Анализ анкетных данных показал, что у 22 % учащихся — высокий уровень мотивационной готовности, у 22 % — средний уровень мотивационной готовности, а у 56 % — низкий уровень мотивационной готовности. Данные анкетирования помогли разработать программу занятий с включением игровых упражнений, в связи с чем были внесены корректировки в календарно-тематическое планирование. В ходе апробации разработанных занятий была проведена промежуточная диагностика для сравнения и достоверности полученных результатов развития мотивации у учащихся со слабой образовательной подготовкой.

Дидактическая игра была использована нами на различных этапах урока. В виде шарад и ребусов были даны темы уроков: «Имя существительное как часть речи», «Имена существительные собственные и нарицательные». Ребята увлеченно разгадывали шарады и кроссворды и придумывали свои.

В процессе объяснения нового материала нами были использованы следующие игры: «Чепуха» при изучении темы «Падеж имен существительных», «Зачем пойдешь, то и найдешь» при изучении темы «Род имен существительных», «Определения» при изучении темы «Имя прилагательное». Игра «Чепуха» вызвала особый интерес у ребят, так получившуюся чепуху ребята читали вместе и обсуждали с учителем, почему над одними листочками смеялись долго, а другие получились неудачными. Объяснялось это довольно просто, потому что у более сильных ребят получались синтаксически правильные предложения, а у других — нет.

Наиболее продуктивной была игра «Насыщенный текст» (Тема: «Буквы з и сна конце приставок»), в которой проявили себя как сильные учащиеся, так и слабые. Победителем совершенно неожиданно стал ученик с низкой мотивацией к учению, так как ему удалось создать самый интересный и остроумный рассказ с использованием максимального количества слов.

При проверке пройденного материала по теме «Простые и сложные предложения» нами использовались игры: «Предложения по схеме», «Предложения по знакам препинания». Эти игры были направлены на развитие логического мышления ребят и осознание ими понятия синтаксической структуры предложения.

Для групповой и индивидуальной работы на уроках использовались игры: «Проверки», «Пропорции», «Слова по схеме», «Четвертыйлишний», «Мнемоника», нацеленные на освоение тем: «Правописание безударных гласных в корне слова», «Антонимы», «Варианты морфем», «Буквы о — а в корне — лаг- —лож-», «Буквы о — а в корне -раст- —рос-», «Буквы и — ы после ц».

Анкетирование, проведенное до применения игр на уроках и после него, показало прирост по критерию «объем знаний, умений, навыков» на 24 %, повышение осмысленности применения полученных знаний на 31 %, увеличение действенности усвоенной информации на 37,5 %. В ходе проведения игр одновременно наблюдалось значительное повышение уровня сформированности коммуникативных навыков. Кроме того, в процессе коллективной работы сформировались чувства сотрудничества и взаимопомощи. Дружеская раскованная атмосфера в процессе игры создавала дополнительную мотивацию общения, что является значительным фактором повышения эффективности учебного процесса.

Повторная диагностика мотивации показала, что у 33 % учащихся — высокий уровень мотивационной готовности, у 44 % — средний уровень мотивационной готовности, а у 27 % — низкий уровень мотивационной готовности.

Таким образом, использование на занятиях по русскому языку дидактических игр разного типа значительно активизировало процессы мотивации у учащихся класса коррекционного типа.

Казина И.Л.

Литература

  1. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г.
  2. Петрановская А. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М.: МИРОС — МАИК «Наука/ Интерпериодика», 2000.