Дипломная работа по психологии

Динамика полоролевых представлений детей дошкольного возраста в процессе социализации

Тема работы: Динамика полоролевых представлений детей дошкольного возраста в процессе социализации

Страницы: 79

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы социализации в психолого-педагогической литературе………………………………………………6
1.1. Полоролевые представления детей дошкольного возраста…………………..6
1.2 Понятие «социализация» и современные подходы к ее определению………18
1.3. Особенности полоролевой социализации дошкольников……………………26
1.4. Выводы по главе………………………………………………………………..32
Глава 2. Особенности полоролевых представлений детей дошкольного возраста……………………………………………………………………34
2.1 База и организация исследования……………………………………………….34
2.2 Результаты исследования и их обсуждение……………………………………38
2.3. Выводы по главе…………………………………………………………………47
Глава 3. Динамика полоролевых представлений детей дошкольного возраста в процессе социализации……………………………………….50
3.1. Рекомендации по полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста..50
3.2. Гармонизация полоролевой идентификации дошкольников путем применения сюжетно-ролевых и дидактических игр…………………………………………….52
3.4. Выводы по главе…………………………………………………………………56
Заключение…………………………………………………………………59
Список литературы…….………………………………………………….64
Приложение……………………………………………………………………………68

Введение
Актуальность исследования. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей, в том числе и как представителей определенного пола.
Предпринимаемые попытки воспитания мальчиков и девочек в дошкольных образовательных учреждениях недостаточно эффективны, т. к. накопленный ценный опыт полового воспитания игнорируется, упрощается или не учитывает реалии жизни, современный социальный контекст; дошкольникам не даются представления о вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями, способами полоролевой саморегуляции. Ввиду недостаточной теоретической разработанности проблемы, полоролевая социализация остается стихийным плохо управляемым процессом, что вызывает необходимость поиска научно обоснованных возможностей влиять на процесс воспитания дошкольников в ходе полоролевой социализации оптимальным образом, обусловливая психолого-педагогическую актуальность исследования.
Социальные процессы, происходящие в обществе, требуют продолжения исследований по изучению позитивного и негативного влияния социума на становление индивидуальности мальчика/девочки, способов формирования культуры взаимоотношений полов, упорядочения процесса полоролевой социализации дошкольников.
Анализ имеющихся исследований и практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил выявить противоречия между требованиями, предъявляемыми новыми условиями социальной жизни, и инертностью педагогического образования, недостаточной теоретической разработанностью проблемы воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации и отсутствием профессиональной подготовки к решению этой проблемы в практике воспитания. Данные противоречия обусловили постановку проблемы нашего исследования: какова динамика полоролевых представлений дошкольников в процессе социализации.
Методологической основой исследования стали междисциплинарный, целостный и ролевой подходы к решению проблемы воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации; положения об особенностях воспитания мальчиков и девочек на различных возрастных этапах с учетом их индивидуального и психосексуального разития; положения об усвоении социальных ролей и саморегуляции поведения в ходе полоролевой социализации. Так же, для нашего исследования, имеют важное значение положения целостного подхода к воспитанию (Е. В. Бондаревская, А. Н. Вырщиков, В. С. Ильин, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков), междисциплинарного и ролевого подходов (В. Б. Каган, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. А. Сластении, В. М. Шепель).
Объект исследования — полоролевая социализация дошкольников.
Предмет исследования – полоролевые представления дошкольников в процессе социализации.
Цель исследования – изучение динамики полоролевых представлений дошкольников в процессе социализации.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Выявить степень сформированности у дошкольников представлений о половых ролях.
3. Выявить степень сформированности поведения, идентичного полу у дошкольников.
4. Выявить степень понимания девочками маскулинных черт мальчиков, а мальчиками понимания фемининных черт девочек.
5. Выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка дошкольного возраста;
6. Определить особенностей полового воспитания в семье дошкольников;
7. Разработать программу, направленную на гармонизацию полоролевых представлений дошкольников.
Гипотеза исследования заключается в том, что полоролевые представления детей дошкольного возраста не являются статичными. Так же нами было принято допущение о том, что обогащение полоролевых представлений дошкольников происходит успешнее в условиях применения сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Методы исследования. Для реализации поставленных выше задач в исследовании был использован комплекс взаимодополняющих диагностических методов: (тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение). Для проведения тестирования использовался следующий блок методик: «Рисунок семьи»; «Рисунок человека» Ф. Гудинафа; анкета по выявлению степени сформированности у дошкольников представлений о половых ролях; методика «Незаконченное предложение» И. С. Полонского; рассказы детей о представителях противоположного пола; анкета для родителей «Я и мой ребенок».
База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ № 16 г. Черемхово. Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап (2008). Изучалось современное состояние проблемы воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста в процессе полоролевой социализации, проводился анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по данной проблеме. Второй этап (2008-2009). Осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы исследования. Третий этап (2009-2010) – обобщение результатов, разработка и апробация программы, направленной на гармонизацию полоролевых представлений детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации методики воспитания дошкольников в процессе полоролевой социализации и содержащихся в исследовании положений и выводов, обеспечивающих существенное повышение эффективности процесса воспитания дошкольников в ходе полоролевой социализации в дошкольных образовательных учреждениях.