Тема: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ МАТЕМАТИКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Страницы: 112
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Теоретические исследования мышления как
психического процесса.
1.1. Мышление как процесс. Классификация явлений мышления.
1.2.1. Мыслительные операции.
1.2.2. Формы мышления.
1.2.3. Виды мышления.
1.2. Развитие мышления в персоногенезе.
1.3. Особенности мышления младших школьников.
1.4. Выводы.
ГЛАВА 2. Оптимизация развития мышления как познава- тельного процесса на примере математики в начальной школе.
2.1. Психолого-педагогические условия развития мышления.
2.1.1. Проблемность обучения.
2.1.2. Индивидуализация и дифференциация обучения.
2.2. Дидактические принципы организации учебной деятельности
на уроках математики.
2.3. Технология и этапы деятельностного подхода в обучении
младших школьников математике.
2.4. Приемы, формы и средства активизации мышления
на уроках математики.
2.4.1. Алгоритмические и эвристические приемы умственной деятельности.
2.4.2. Математические задачи как средство развития мышления.
2.4.3. Уроки-тренинги как активная мыслеречевая деятельность
учащихся.
2.5. Выводы.
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование особенностей и динамики протекания мыслительных процессов у младших школьников при решении математических задач.
3.1. База и методическое обеспечение исследования.
Анализ и интерпретация результатов исследования.
Выводы.
3.2.
3.3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
4
ПРИЛОЖЕНИЕ
4
В В Е Д Е Н И Е
В обыденной жизни под мышлением обычно понимают словесные рассуждения. В психологии это понятие имеет гораздо более широкое значение. Психологи называют мышлением любой психический процесс, с помощью которого человек решает стоящую перед ним задачу. В жизни встречаются самые разнообразные задачи, и для их решения требуются разные виды мышления. Бывает, что одну и ту же задачу можно решать разными способами, и тогда человек избирает тот из них, который ему более привычен и удобен. Изучая способ действия человека при решении таких задач, можно установить, какой вид мышления у него лучше развит.
Способность к мышлению формируется постепенно в процессе развития ребенка, его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение и воспитание взрослым. Совершенно очевидно, что наше будущее закладывается современной школе. А современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности.
Осуществить эту задачу можно только через развивающее обучение.
Наша общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей обучения детей. В школе, как в зеркале, отражается общественная жизнь с ее взлетами, падениями. Это естественно. Школа — институт социализации личности, то есть одна из главных ступеней на пути от маленького ребенка к взрослому члену человеческого общества.
Изменившемуся социуму нужны уже иные его члены, чем, скажем, 10 лет назад. Школа как образовательная система стремится обеспечить гармоничное слияние глубоко гуманистического опыта традиционной педагогики и новых тенденций в обучении, определяемых сменой социально-экономических, культурных и научных парадигм.
Традиционная школа в общей массе опирается на процесс обучения в варианте “натаскивания”в ущерб развитию мышления — это общепризнанно. Но еще больше при этом страдает комплекс становления личности. В новых образовательных технологиях следует сделать акцент:
— во-первых, на глубокую системную психологическую основу их построения, обеспечивающую гармоничное сочетание высоких показателей обученности с созданием оптимальных условий развития познавательных процессов и, особенно, интеллекта;
— во-вторых, на оптимизацию процесса развития личности в целом.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми современной школой, обучение в ней должно ориентироваться на развитие продуктивного, творческого мышления, обеспечивающего возмож¬ность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях окружающей действительности.
Мы беремся утверждать, что дальнейшее совершенствование обучения не может быть осуществлено при ориентации на один, даже очень эффективный, психолого-педагогический принцип (проблем¬ности, движения от абстрактного к конкретному и т. д.), неизбежно приводящий к недооценке других. Необходима реализация системы принципов, звенья которой определяются спецификой самого продуктивного мышления, особенностями его генетического развития у школьников.
Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать динамику развития мышления у детей на начальном этапе обучения в школе. Именно в школьном возрасте, когда ведущей деятельностью ребенка становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам, возникают существенные сдвиги в интеллектуальном развитии. Эти сдвиги выражаются в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций, возникновении новых мотивов познавательной деятельности.
Подлинная логика формируется, в основном, в школьном возрасте. Очень большую роль в этом играет систематическое школьное обучение. Знакомя детей с логикой выполнения действий (в частности, при решении арифметических задач), мы развиваем их собственные способности к логическому мышлению.
Учитывая актуальность формирования познавательных психических процессов в условиях школьного образования, а также поиска путей их оптимизации, темой исследования данной дипломной работы была выбрана динамика развития мышления на материале математики в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: мыслительная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: особенности протекания мыслительных процессов при формировании словесно-логического и абстрактно-логического типов мышления и трудности, обусловленные этими типами мышления, возникающие при решении математических задач.
Гипотезы исследования сформулированы следующим образом: 1. Развитие словесно-логического мышления детерминируется решением логических задач трехуровневой сложности: на трансдукцию, на индукцию и на дедукцию.
2. Развитие абстрактно-логического мышления детерминируется формированием умения выделять главный признак предмета и абстрагироваться от второстепенных, отличать форму от содержания и устанавливать ассоциативные логические связи между понятиями.
Цель исследования: формирование оптимальных условий и методов развития словесно-логического и абстрактно-логического типов мышления у учащихся начальной ступени обучения.
Задачи исследования:
1. Исследовать вопрос теории мышления: существо проблемы и её историко-теоретический аспект.
2. Проанализировать литературу по проблеме логического мышления.
3. Систематизировать приемы и методы новаторских программ, выступающих альтернативой традиционному обучению, и выделить специфические принципы организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики.
4. Рассмотреть психолого-педагогические принципы развития словесно-логического и абстрактно-логического мышления.
5. Определить условия, приемы и методы активизации логического мышления на уроках математики у учащихся начальной ступени обучения.
6. Выявить уровень сформированности логического мышления на материале математики у учащихся начальной ступени обучения.
7. Сделать выводы по результатам исследования.
Для решения указанных задач использовались следующие методы психолого-педагогического исследования:
1. Метод научного познания – как способ добывания, выявление достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний между существующими явлениями, связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки.
2. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
3. Теоретическое исследование и его методы – анализ, оценка, приведение в систему эмпирического обобщенного материала с позиций определенного мировоззрения.
4. Обобщение передовой практики – вычленение наиболее существенных черт, особенностей передового или новаторского опыта.
5. Наблюдение – как способ психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
6. Экспериментальный метод – как способ создания определенных условий для получения данных.
Методологической основой данной работы послужили: концепция интериоризации Пиаже; теория онтогенетического развития мышления Л.С.Выготского и его школы; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
В качестве теоретического материала использованы работы: ЛС.Выготского, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, В.А.Крутецкого, Р. С. Немова..
При подготовке дипломной работы было проведено эмпирическое исследование особенностей протекания мыслительных процессов у младших школьников при решении математических задач.
В исследовании приняли участие 28 человек — учащихся параллели 3-х классов МОУ СШ № 7 г. Иркутска, из них 15 мальчиков и 13 девочек.
Структурно курсовая работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы, двух приложений.
Работа содержит рисунков и графиков.
В первой главе курсовой работы дается теоретический обзор литературы по проблеме мышления:
• раскрывается понятие «мышление»;
• приводится классификация явлений мышления;
• рассматриваются основные мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение), формы мышления (понятие, суждение, умозаключения – дедукция, индукция, трансдукция), виды мышления в зависимости от задач его изучения: по времени возникновения в онтогенезе (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое), по типу результирующего продукта (творческое или – продуктивное и репродуктивное – воспроизводящее), по типу лежащего в основе принципа обобщения (теоретическое и эмпирическое), а также типы мышления в связи с особенностями психики и психологическими установками (аутистическое, дивергентное, конвергентное, критическое, синкретическое;
• даются характеристики стадий развития мышления в персоногенезе;
• анализируются особенности мышления младших школьников;
Во второй главе излагаются методические аспекты развития мышления как познавательного процесса на примере математики в начальной школе:
• рассматриваются оптимальные условия развития мышления с точки зрения психологии и педагогики;
• выстраиваются дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики;
• анализируется технология и этапы деятельностного подхода в обучении младших школьников математике;
• систематизируются приемы, формы и средства активизации мышления на уроках математики;
Третья глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей и динамики протекания мыслительных процессов у младших школьников при решении математических задач. В главе:
• даются характеристики базы и методического обеспечения исследования;
• описываются этапы исследования;
• анализируются результаты исследования;
• делаются выводы по результатам исследования.
Практическая значимость данной курсовой работы, на наш взгляд, состоит в том, что в ней предпринята попытка аккумулировать весь известный передовой опыт построения уроков математики на младшей ступени обучения с практическим приложением в массовой школе, — с учетом возрастных психофизиологических закономерностей и созданием оптимальных условий для развития познавательных процессов, в частности, — мышления.