Психология

Динамика смысложизненных ориентаций у студентов в зависимости от уровня интеллекта

В современных условиях приобретают актуальность многие аспекты проблем личности. В новом контексте ставятся вопросы, раскрывающие сущностную характеристику внутреннего мира личности, тему смысла существования. Особенно важны эти вопросы для современного студенчества. Ведь именно этот возраст является сензитивным для становления временной перспективы, системы ценностно-смысловых ориентаций и в целом духовной сферы [2]. Как отмечал Б.Г. Ананьев, в этом возрасте также наиболее интенсивно происходит развитие познавательной сферы, усложнение умственной деятельности личности и формирование целостной структуры интеллекта. Структура личности постепенно складывается в процессе ее социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека, его ценностно-смыслового существования [1]. По мнению психологов, смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. Главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом [3]. Б.Г. Ананьев постоянно подчеркивал глубокое единство теории интеллекта и теории личности. С одной стороны, личностные качества (потребности, интересы, ценности и др.) определяют активность интеллекта, с другой стороны, характерологические свойства личности и структура мотивов зависят от опыта познания мира и общего развития интеллекта [5]. Таким образом, смысложизненные ориентации (СЖО) и интеллект (IQ) имеют значимые позиции в структуре личности.

Нами были высказаны предположения о том, что смысложизненные ориентации студентов имеют различную динамику в зависимости от уровня интеллекта. Исследование ставило перед собой несколько задач: изучение смысложизненных ориентаций, выявление их динамики у студентов в зависимости от уровня интеллекта, выделение группы студентов с низкими показателями для организации коррекционной работы.

Методологической основой исследования являются структура личности Б.Г. Ананьева, концепция смысловой реальности Д.А. Леонтьева, а также положения о смысложизненных ориентациях и духовности В. Франкла, В.Э. Чудновского, Н.А. Коваль.

Работа проводилась на базе ИГПУ с 2004 по 2005 год. В исследовании принимали участие студенты психологического и естественно географического (ЕГФ) факультетов. Общая численность испытуемых 50 человек.

В работе были использованы следующие методы: свободно-культурный тест интеллекта Кеттела, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, анкета, направленная на выявление смысложизненных ориентаций. Для статистического анализа данных использовался критерий Манна-Уитни.

Были получены следующие основные результаты.

Исходя из показателей теста интеллекта, мы разделили всю выборку студентов в количестве 50  человек на 3 группы.

  1. Группа с IQ от 90 до 109 (средний уровень)
  2. Группа с IQ от 110 до 119 (уровень выше среднего)
  3. Группа с IQ свыше 120 (высокий уровень)

Итак, мы получили следующие данные: средний уровень IQ имеют 46 % студентов, выше среднего – 18 % и высокие показатели у 36 % студентов.

Остановимся на данных, полученных с помощью теста смысложизненных ориентаций. Согласно общему показателю осмысленности жизни большинство студентов, участвовавших в исследовании, имеют нормативные показатели, что свидетельствует об адекватном развитии смысловой сферы личности.

Осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой, в нее входят собственно смысложизненные ориентации (цель в жизни, ее насыщенность и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля–жизнь и локус контроля–Я) [4].

По результатам методики СЖО большинство студентов на 2 и 4 курсах имеют показатели в пределах и выше нормы по следующим шкалам: «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля – Я», «Осмысленность жизни». Статистически достоверных отличий между показателями данных шкал в динамике у студентов с разным уровнем интеллекта не выявлено. Это может говорить о том, что смысложизненные ориентации имеют сложную динамику и смысл жизни доступен любому человеку, вне зависимости от уровня интеллекта. Достоверные отличия получены по шкале «Локус контроля – Жизнь» (Т = 3614, при р = 0,012), таким образом, «управляемость жизни» изменяется в зависимости от курса обучения. Для студентов 2 курса характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека не подвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна. К 4 курсу же студенты демонстрируют убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, осуществлять свой жизненный выбор по собственному желанию, что может указывать на этап становления жизненных убеждений.

Результаты проведенного анкетирования помогли увидеть некоторые отличия в смысложизненных ориентациях у студентов с разным уровнем интеллекта. Большая часть – 94 % студентов с высокими показателями IQ (3 группа) считают себя счастливыми, что свидетельствует об осмысленности жизни, о благополучии их жизненного пути. Студенты со средним IQ и выше среднего (1 и 2 группы) имеют меньший процент положительных ответов – по 65 %. Так, большее число студентов с высокими показателями IQ воспринимают процесс своей жизни как интересный, наполненный смыслом и приносящий счастье. Способными реализовать свой потенциал в российском обществе считают все респонденты (100 %) третьей группы, что характеризует их как целеустремленных, сильных личностей. Среди студентов второй группы положительные ответы  у 88 %, в первой группе у 58 %.

На все вопросы студенты с высоким IQ давали более полные, глубокие ответы. Они представляют свое будущее светлым, многообещающим, счастливым, негативные категории в оценках отсутствуют. У них более четкие, глобальные цели, которые заключаются в обретении гармонии с самим собой, в самореализации, в помощи другим людям, в том, чтобы стать настоящим человеком. У студентов со средними показателями  IQ ответы однозначные, встречаются негативные представления о будущем. Их цели больше ориентированы на личные интересы. Такое соотношение в ответах свидетельствуют об отличиях в смысложизненных ориентациях студентов с разным уровнем интеллекта.

Таким образом, в результате проведенного исследования предположение о том, что смысложизненные ориентации имеют различную динамику в зависимости от уровня интеллекта, не подтвердилось. Была выделена группа студентов, имеющая показатели ниже границ нормы, с которой планируется провести занятия, направленные на осознание ценностей жизни, жизненного пути и умение его анализировать. В целом, система смысложизненных ориентаций имеет сложную структуру и требует более глубокого, всестороннего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Куликов А.В. – СПб.: Изд. «Питер», 2000. – С. 91–95.
  2. Коваль Н.А. Психология духовности личности. – Тамбов, 1996. – 153 с.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
  4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 18 с.
  5. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.

И.А. Апраксина, Л.И. Ларионова