Образование сейчас – одна из самых актуальных тем. По крайней мере, все меньше остается людей, которые решаются утверждать, что высшее образование – излишняя роскошь.
Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: «образование для всех» и «образование через всю жизнь». В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но, с точки зрения сегодняшних российских реалий, возникает ряд проблем. Первая: проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам. Вторая: это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам, тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает. Третья: проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману. Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение «на дистанции», т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это, в первую очередь, компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними. Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид – кейс-технология на основе бумажных носителей. Это, в первую очередь, учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология – телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток – слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология – это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое «образование по заказу», которое также дает преимущество в цене.
В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента – 20 учреждений высшего профессионального образования – отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики дистанционного образования. К плюсам дистанционного образования можно отнести:
- обучение в индивидуальном темпе – скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей;
- свобода и гибкость – учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий;
- доступность – независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях;
- мобильность – эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения;
- технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
- социальное равноправие – равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого;
- творчество – комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
Но существуют и очевидные минусы:
- отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус;
- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;
- необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет;
- как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
- отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом;
- в дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения;
- обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
Хотелось бы более подробно рассмотреть проблемы ресоциализации в дистанционном обучении. Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, базы данных и знаний. Компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, а также традиционные учебники и методические пособия.
Дистанционное образование отличается от других форм обучения следующими характерными чертами: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, специализированные формы контроля. Указанные особенности дистанционного образования выдвигают новые требования к участникам и организации образовательного процесса, а также порождают комплекс проблем.
В целом можно выделить целый ряд типичных психолого-педагогических проблем, которые приходится решать преподавателю и слушателям курса ДО:
- создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;
- трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения;
- проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве;
- определение индивидуальных особенностей восприятия информации у слушателей и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса;
- повышение мотивации обучения;
- адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.
Однако, как показал опыт преподавателей, все эти проблемы можно преодолеть при обязательном условии – студент точно должен знать, зачем он пришел на этот курс и что именно ему нужно получить, кроме новых впечатлений. Как правило, около двух третей студентов не доходят до финиша дистанционных курсов вследствие вышеуказанных причин.
Первые пилотные проекты дистанционных курсов показали, что далеко не каждый преподаватель, работающий в сфере высшего образования способен быть участником учебного процесса, организованного с использованием Интернет или других информационных и коммуникационных технологий. И дело даже не в том, умеет ли преподаватель пользоваться электронной почтой или поддерживать обсуждение на веб-форуме. Проблема кроется в другом, – в естественной трансформации учебного процесса от традиционного, характерного более для очного обучения (со всеми присущими ему «вербальными» методами воздействия на студентов), к личностно-ориентированному, индивидуализированному, в большей степени учитывающему потребности обучающихся, однако, реализуемому, как правило, посредством опосредованного (через разнообразные технические средства) общения.
Потребность в специальной подготовке преподавателей ДО не вызывает сомнений, поскольку сочетание необходимых общих и специальных знаний и умений в области новых информационных технологий, Интернет-технологий, психологии и педагогики сегодня достаточно редкое явление.
С нашей точки зрения, дистанционное образование – вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом многие преподаватели рекомендуют получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения. Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню.
Литература
- Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
- Кикоть В.Я., Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник. – СПб., 1996. – 346 с.
- Кондалов И.М., Мульдаров В.К. Электронный психологический справочник: Центральное региональное отделение РАО – М: Столичный гуманитарный институт, 2000.
- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Проблемы информатизации высшей школы. – М., 1995, № 3.
О.А. Киселева, О.В. Гераськова