Защита информации

Доктрина информационной безопасности

Под безопасностью федеральное законодательство понимает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а под угрозой безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность названным интересам личности, общества, государства (ст. 3 Закона от 5 марта 1992 года «О безопасности»).

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. «Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать».

Информация признается одним из прав граждан. Всеобщая декларация прав человека и гражданина, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 19 закрепила право каждого человека на свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Следуя приоритету норм международного права, Конституция РФ в ч. 4 ст. 29 подтвердила и гарантировала это право граждан, ограничив его сведениями, составляющими государственную тайну. Вместе с тем Конституция РФ содержит ряд иных ограничений, связанных с распространением информации. В частности, ст. 23 закрепляет право граждан не неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Комплексное законодательство об охране информации в Российской Федерации появилось только в середине 90-х годов, до этого времени существовали лишь отдельные законы, содержавшие некоторые нормы об охраняемой информации, например, Закон СССР «Об адвокатуре» 1979 г.

Государственная политика Российской Федерации в области формирования и использования правовых информационных ресурсов, обеспечения этими ресурсами потребностей социального и экономического развития страны должна осуществляться с учетом интересов субъектов Российской Федерации, тенденций международного сотрудничества в области правовой информатики, реальных возможностей индустрии информации в условиях рыночной экономики.

В целях решения этих проблем Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. была утверждена Президентская программа «Правовая информация органов государственной власти Российской Федерации».

Главной задачей Программы являлось создание оптимальных условий для наиболее полного удовлетворения информационно-правовых потребностей органов государственной власти Российской Федерации на основе внедрения прогрессивных, согласованных между собой информационных технологий. Следует сказать, что разработчиками как первых концепций правового обеспечения информационных процессов в России (1993 г.), так и последующих документов этого направления системный принцип формирования и согласования законов и других правовых актов в информационной сфере принимался как естественная теоретическая и практическая основа, необходимая для обеспечения эффективности формирования и развития этой части российского правового поля. Однако в нарушение планов ученых и законодателей сама жизнь часто корректировала и изменяла запланированный ход законодательной работы

В целом, можно отметить, что основное законодательство об информационной безопасности состоит из конституционных норм, Федеральных Законов «О безопасности» от 05.03.92, «О государственной тайне» от 19.09.97 и др., Доктрины информационной безопасности РФ от 28.09.2000 № 187.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина) представляет собой свод правил, совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Среди ее основных целей были заявлены конкретизация и уточнение основных направлений деятельности органов исполнительной власти по становлению информационного общества и формированию единого информационного пространства в России, в том числе в контексте ее вхождения в мировое информационное сообщество.

Основополагающим утверждением Концепции был тезис о том, что «решение проблем информационного взаимодействия должно опережать во времени каждый очередной шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере».

Основной задачей данной Концепции являлось создание общегосударственной системы информационно-правового обслуживания, включающей также региональные абонентские сети, предоставляющие информационно-правовые услуги федеральным и региональным органам власти, гражданам и организациям в любой точке России. Общенациональная правовая система должна охватывать правовой информацией все регионы, высшие органы исполнительной власти и управления, все правоохранительные органы России. Только в этом случае затраты на ее создание и поддержание будут оправданны. Информационная безопасность Российской Федерации понимается в Доктрине как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

В Доктрине, являющейся официальным документом, впервые дана официальная оценка значимости и системной сущности информации: «Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. В Доктрине определяются и некоторые особенности обеспечения информационной безопасности в судебной сфере (пункт 6 раздела II).

К наиболее важным объектам обеспечения такой безопасности относятся информационные ресурсы судебных органов, содержащие специальные сведения и оперативные данные служебного характера.

Создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития Российской Федерации есть основное направление государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации.

Ценность Доктрины информационной безопасности Российской Федерации заключается, в том числе, в подробном описании интересов, присущих личности, обществу и государству в информационной сфере отношений.

Интересы личности в этой сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

А.С. Звягин