Социально-экономическое развитие

Доступное жилье как стратегический фактор устойчивого развития экономики

В выступлениях первых лиц государства лейтмотивом звучит цель Национального проекта – «Гражданам России доступное, комфортное жилье» – т.е. стратегически необходимо увеличение объемов строительства, модернизация, реконструкция имеющегося жилья.

Реальный подъем жилищного строительства выгоден именно государству. Новые подрядные и производственные мощности, развитие не только индустрии стройматериалов, но и смежных отраслей. Рубль в жилищное строительство дает прирост ВВП на два–три рубля. 1 млн. квартир = 0,7–1 трлн. руб. ~ около 2 трлн. руб. прироста ВВП в 2010 году или 1,5–2 процентных пункта среднегодового темпа прироста ВВП – мультиплицирующий эффект. Дополнительные рабочие места и, как следствие, рост налогооблагаемой базы. При этом инфляция не растет. Деньги связаны ипотекой на многие годы вперед.

В результате реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» не на словах, а реально, появится средний класс – основа общества. Будет достигнута социально-экономическая стабильность, не за горами реальный прирост дохода на душу населения.

Задачи, решаемые программами жилищного строительства, очевидны: демографическая, социальная, экономическая.

Жилищные программы, с мощной государственной поддержкой, часто являлись одним из важнейших факторов преодоления экономических спадов и кризисов: США в 30-е годы (новый курс Рузвельта), послевоенная Германия (реформы Эрхарда), Сингапур.

Существующее положение дел в отрасли характеризуется следующими данными: жилищный фонд России составляет 2,85 млрд кв. м. (годовой ввод составляет 1,6 % фонда). Из общего фонда 2/3 жилья старше 30 лет, более 10 % требуют немедленного капитального ремонта, почти 10% – срочной реконструкции, почти 4% – аварийное и ветхое жилье.

Фактическая ситуация в России

Строительство жилья (млн. кв. м.)
1987 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
73,0 61,7 41,0 30,3 31,7 33,8 36,4 41,2 46,5
Годовые темпы прироста: 4,6 6,6 7,7 13,2 12,9

Каждый год необходимо выводить из эксплуатации не менее 2–3 % жилфонда. 5 млн. человек живет в «экстремальных» жилищных условиях. Состояние жилищного фонда сегодня не отвечает потребностям населения. Площадь аварийных и ветхих домов достигла свыше 91 млн кв.м.

Общая потребность в новом жилье – более 1,4 млрд кв. м., т.е. 50 % жилфонда (в 2010 г. – 2 трлн. кв. м.). Платежеспособный спрос – порядка 300 млн кв. м. Обеспеченность жильем – 20 кв. м. на человека. Для справки: по европейскому Союзу – в среднем 35, Германия – 35, Швейцария, Норвегия, Канада – 40, США – 70 кв. м.

Официальная стоимость 1 кв. м. составляет 13–15 тыс. руб. Но она не включает затраты, связанные с получением прав на использование земельного участка и его инженерным обустройством. Только за право на аренду земельного участка в хорошем месте приходится платить до 10 тыс. руб. за 1 кв. м. будущего жилья. Средняя рыночная цена уже равна 25–30 тыс. рублей.

В 2006 году 63,4 млрд. руб. – расходы федерального бюджета на ФЦП «Жилище» (из них 26,5 – госгарантии). Это 1,5% расходов федерального бюджета. Профицит федерального бюджета – 0,8 трлн. руб., стабфонд на конец года – 2,2 трлн. руб.

В ФРГ в 50–60-е годы прошлого столетия на жилищную программу тратилось до 5 % бюджета. В послевоенной ФРГ с начала реализации жилищной программы годовые вводы были утроены в первые пять лет и затем держались на пике в течение 20 лет.

А стартовые позиции в послевоенной ФРГ были лучше, чем в современной России: годовые вводы были примерно в 2 раза меньше, чем у нас сейчас, но и население тоже в 2 раза меньше. Зато у них тогда в дефиците было 5 млн квартир, а у нас сейчас – 20 млн, т.е. относительно в 2 раза больше.

Предполагается рост годового ввода жилья на 73 % за 5 лет: с 46,5 в 2005 до 80 млн. кв. м. в 2010 г. Планируемые объемы ввода не покрывают даже необходимые объемы физического выбытия жилья.

Шесть из десяти российских семей хотели бы улучшить жилищные условия, но только одна из десяти способна это сделать на собственные деньги. Жилищное кредитование: предлагают порядка 160 российских банков. Большинство из них работает по программе АИЖК. На начало 2005 года: на приобретение жилья предоставлено кредитов на 80 млрд руб., из них ипотечные жилищные кредиты – 30 млрд. руб. (38 %), 20 млрд руб. (2/3 ипотечной задолженности) из них рефинансированы (выкуплены закладные), в том числе 4 млрд руб. (20 % выкупленных закладных) рефинансированы АИЖК (лидеры по взаимодействию с АИЖК – Приволжский и Сибирский федеральные округа). За 2005 год объем выданных ипотечных кредитов вырос в 3 раза.

Накопленный потенциал ипотеки – не менее 600 млрд. руб. Стандарты АИЖК: кредит на приобретение 52 кв. м. жилья семьей со среднемесячным доходом от 13 тыс. руб., сроком до 27 лет, под 15 % годовых с ежемесячным аннуитетным платежом, не превышающим 35 % дохода, первоначальный взнос – 30 % стоимости жилья. Средний размер ипотечного кредита – 400 тыс. руб.

В СФО (по данным совместного заседания Совета СФО и Совета МАСС, 22 апреля 2005 года, Кемерово): в 2004 году введено в расчете на одного жителя – 0,19 кв. м. жилья. Томская область – 0,28, Алтайский край – 0,14, Читинская область – 0,10. В среднем по России – 0,29.

Практически в каждом сибирском регионе для бюджетников и молодых семей из бюджетов субъектов Федерации субсидируются проценты по ипотечным кредитам, оказывается помощь по первоначальному взносу. В Кемеровской области для бюджетников выдаются льготные кредиты на 10 лет под 5 %, а случае рождения ребенка процент снижается до 3 %.

Объемы жилищного строительства необходимо (и, главное, возможно) утроить и в предстоящие 5 лет. Тогда к 2010 году будет решена проблема депопуляции, и население России начнет расти. А если в каждую из последующих двух «пятилеток» объемы ввода жилья удваивать, то к 2020 году Россия по уровню обеспеченности жильем достигнет современной Европы. Темпы экономического роста составят 7–8 % ВВП за год, и к 2020 году Россия по уровню среднедушевого производства ВВП сравняется с Германией и Францией. Для этого в предстоящие 5 лет в жилищное строительство необходимо вложить дополнительно около 2,5 трлн. руб. федеральных денег, т.е. в 6 раз увеличить федеральные расходы на ФЦП «Жилище».

На эти цели надо потратить около половины стабфонда, а также профицит будущих федеральных бюджетов, увеличив расходы (на строительство жилья) и сократив доходы (налоговые льготы участникам государственной жилищной программы). Эти деньги должны быть истрачены на увеличение предложения жилья.

Доступное жилье как фактор устойчивого развития экономики – решение многих перечисленных задач, в т.ч., демографических, социальных, экономических, стратегически важных в настоящее время для нашего государства.

Л.В. Смольникова

Литература

  1. Суслов В.И. Жилищная проблема: финансово-экономические аспекты // Проектирование и строительство в Сибири. – 2005. – № 6 (30).