Экология и окружающая среда

Экологическое образование – путь к достижению устойчивого развития байкальского региона

С точки зрения Проблемного Совета по экологическому образованию Российской Академии образования, основная цель экологического образования – формирование экологической культуры, т.е. системы экологических знаний (научных, нормативных, практических), экологического мышления, культуры чувств и культуры экологически оправданного поведения. Определяя цели экологического образования, педагогика вводит понятие экологического сознания, определяя его как совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

18 января 2004 г. вступил в силу Закон Иркутской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области». Документ устанавливает правовые, организационные и экономические основы осуществления экологического образования и просвещения. Так, Законом предусмотрено дополнительное экологическое образование, подготовка руководителей организаций, специалистов в области охраны окружающей среды, должностных лиц областных органов власти. Необходимость принятия Закона вызвана обострением конфликта между потребительским отношением людей к природе и быстрым истощением запасов природных ресурсов, угрожающих существованию уникальных комплексов Прибайкалья.

Для организации сферы деятельности по экологическому образованию и просвещению следует в первую очередь соблюдать:

  • единство экологического образовательного и информационного пространства Российской Федерации и области;
  • системность и непрерывность образования в сфере экологии;
  • перспективное планирование мероприятий в сфере экологического образования и просвещения, межрегиональное и международное сотрудничество в этой сфере.

Существует ряд принципов касающихся, в основном, содержания деятельности в сфере экологического образования и просвещения, ее направленности, а также технологии организации этого содержания. Перечислим их:

  • региональная направленность содержания экологического образования и просвещения;
  • направленность экологического образования на решение практических задач по оптимизации природопользования, сохранение природы и улучшение качества окружающей среды;
  • экологизация учебных предметов в системе образования;
  • ориентация методологии и методики экологического образования и просвещения на устойчивое развитие территории области.

Для формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды необходимо разработать проект областной целевой программы «система непрерывного экологического образования населения Иркутской области».

В Рио-де-Жанейро в 1992 г. состоялась международная конференция по проблемам планеты Земля, в которой приняли участие главы 179 государств. На этой конференции мировое сообщество впервые выработало согласованную стратегию устойчивого развития. Для России весьма важным является проект Государственной стратегии устойчивого развития РФ, разработанный Минэкономики России совместно с Госкомэкологии, и рядом других министерств и ведомств с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной и законодательной власти, а также представителей общественных организаций.

В рамках Иркутской региональной экологической политики, получившей свое отражение в Программе социально-экономического развития, основным направлением совершенствования системы государственного управления является охрана окружающей среды.

Для взаимосогласованности и взаимообусловленности экологических, социальных и экономических приоритетов развития Иркутской области необходимо разработать Концепцию устойчивого развития, а именно:

  • приступить к разработке совместной Программы устойчивого развития Байкальского региона с применением новых экономических и финансовых решений в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
  • активизировать внедрение элементов устойчивого развития на муниципальном уровне путем разработки и принятия «Местных повесток дня на XXI век», базирующихся на концепции устойчивого развития Байкальского региона;
  • разработать механизмы управления устойчивым развитием, а также механизмы привлечения средств международного сообщества для финансового обеспечения реализации программы устойчивого развития Байкальского региона.

Л.В. Шадрина, В.Д. Лексакова

Литература

  1. Захарова С.В. Ожидаемые результаты экологического образования // Состояние биосферы и здоровье людей: Сборник материалов III Международной науч.-практ. конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2003. – С. 41–43.
  2. Конева И.Н. Закон об экологическом образовании принят // Исток: Экологическая газета Байкальского региона. – 2004. – № 3. – С. 3.
  3. Малевский А.Л., Дьяков А.А. Основные направления охраны окружающей среды в Иркутской области // Исток: Экологическая газета Байкальского региона. – 2004. – № 8. – С. 4.