Экология и окружающая среда

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой. Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование человека – экологическое воспитание и образование всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Показателем экологического образования и воспитания на любом возрастном этапе считаются осознанно-самостоятельные действия и акты поведения человека, направленные на сохранение природы или предотвращающие ее разрушение. Масштаб этих действий не имеет значения. Они в равной степени распространяются на конкретные поступки ребенка по отношению к растениям, животным, на индивидуальное поведение взрослого (например, отдыхающие на природе), на производственные действия отдельных людей и коллективов и т.п. Вопрос экологического воспитания и образования детей в дошкольный период необходимо рассматривать как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, которые воспитывают дошкольников или решают вопросы дошкольного воспитания. Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста может достичь цели, если деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции осознания всей значимости проблемы. Если их поступки и поведение будут искренне устремлены на сохранение природы.

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Традиционный метод ознакомления детей с природой – наблюдение. Правильная организация чувственного восприятия природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях. Наблюдения дают возможность дошкольникам ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Для правильной организации и проведения наблюдений являются три момента. Первое – наличие природных объектов и экологически правильное создание для них условий. Второе – содержание наблюдений. Третье – организация наблюдений и оптимальные формы включения в них детей.

Для дошкольных учреждений моделью природного водоема является аквариум. Эта микроэкосистема содержит все компоненты: воду, освещение, растения, животных, которые находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие. Таким образом, используя аквариум, с детьми можно провести наблюдения экологического характера:

  • рыбы – живые существа, в аквариуме есть все условия для их жизни;
  • рыбы – водные обитатели и хорошо приспособлены к водной среде (имеют определенное строение тела, поведение);
  • экосистема «Аквариум» – единое целое. Сильное изменение отдельных звеньев (например, избыточное количество сухого корма, недостаток или избыток света, слишком низкая или высокая температура воды) ведут к нарушению всей экосистемы;
  • воздействие человека на экосистему: условия в аквариуме (как хорошие, так и плохие) создаются трудом и отдельными действиями человека (воспитателем и детьми).

Экологически правильная организация уголков природы, зимнего сада, теплицы, микрофермы – это необходимое условие для осуществления экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста. Такая организация наблюдений за объектами живой природы создает богатые возможности для организации различных наблюдений с детьми.

Давайте рассмотрим содержание, проведение и организацию наблюдений.

Содержание наблюдений за живыми объектами складывается из нескольких модулей:

  1. Рассматривание внешних особенностей строения живых объектов;
  2. Наблюдение за их проявлениями;
  3. Знакомство с компонентами внешней среды;
  4. Выявление зависимости состояния живого существа от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).

Помимо содержания чрезвычайно важно определить организационно-методическую форму проведения наблюдений с детьми. Наибольшего эффекта по решению задач экологического воспитания и образования можно достичь, планируя в повседневной жизни циклы наблюдений за каждым объектом природы.

Цикл наблюдений – это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание. В комплексе наблюдения одного цикла у дошкольников формируют разносторонние и систематизированные знания о растениях, животных и природных явлениях. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции» – наблюдение. Такое распределение обеспечивает постепенное, следовательно, более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта, расширить и уточнить имеющиеся представления. Такое многоразовое обращение к одному и тому же объекту (но с разной целью) формирует у детей устойчивый интерес к нему. В результате у ребенка возникает потребность в новых и самостоятельных наблюдениях. Цикл наблюдений создает прочную чувственную основу знаний, что обеспечивает успех итогового занятия.

В организационно-методическом плане важными являются следующие моменты:

  1. Компактное проведение цикла – одно наблюдение должно следовать за другим без больших разрывов во времени. Содержание каждого следующего наблюдения «наслаивается» на предыдущие. То есть укрепляет, уточняет и дополняет общую систему знаний об объекте.
  2. Преобладание визуального источника знаний над словесным. Дети должны получать информацию, рассматривая объект, а не со слов взрослого. Вопросы и очень короткие пояснения направляют внимание детей и побуждают называть увиденное. Следовательно, в каждом конкретном случае может одновременно участвовать столько детей, сколько смогут спокойно расположиться вокруг объекта, чтобы беспрепятственно его рассматривать. В зависимости от размера объекта, его расположения в наблюдении одновременно могут участвовать от 3 до 15 человек. Если наблюдение проводится на участке, в нем может участвовать вся группа.
  3. Если наблюдение проводится по группам, то наблюдение должно повторяться несколько раз. Такая организация позволяет приобщить к наблюдениям всех детей и накопить у них необходимый объем конкретных знаний, которые затем будут использованы в обсуждении на занятии.
  4. Опора на биологические особенности, видовую специфику растений и животных. Дети смогут увидеть запланированные моменты их жизни. Можно наблюдать процесс питания, способы передвижения. Организация таких наблюдений предполагает включение элементарного опытничества.
  5. Включение в наблюдение соответствующих его содержанию упражнений, действий с предметами. Значение шеи у птиц помогут понять детям повороты собственной головы.
  6. Отчетливые результаты достигаются, когда наблюдения за ростом и развитием растений сопровождаются их зарисовкой. Эти зарисовки проводятся через равные промежутки времени с использованием трафаретов. Трафареты необходимы для того, чтобы «исключить искаженную информацию». Например, цикл наблюдений за произрастающей луковицей. Луковицу посадили в стакан с водой. Каждый цикл наблюдений сопровождается зарисовкой. Повторить одинаковые размеры стакана или размер и форму луковицы в каждом рисунке семи или десяти наблюдений трудно. Использование трафаретов поможет избежать изображения «разного размера стакана и разного размера луковицы» в последующих циклах. В таком случае ребенок в зарисовке каждого цикла будет видеть одинаковое изображение стакана и четко выделять изменения, которые происходят с объектом наблюдения – луковицей (у нее появляются зеленые листочки и белые корешки).

При такой организации цикла наблюдения в процессе обучения у детей задействованы три анализатора: зрительный, слуховой и тактильный. Работа всех трех анализаторов обеспечивает эффективное восприятие информации, зарисовки наблюдений способствуют эмоциональному восприятию материала. Следовательно, у ребенка закладывается база чувственных знаний, которые он может использовать во время бесед и обсуждения.

Цикл наблюдений за одним объектом решает ознакомительные, эстетические и нравственные задачи. Циклы наблюдений формируют у дошкольников устойчивый познавательный интерес к природе, который проявляется в их самостоятельных наблюдениях, вопросах, рассказах. Умение понимать живое, умение правильно общаться с живыми существами, сочувствовать им, заботиться, приходить на помощь. Понимание красоты формы, цвета, композиций объектов живой и неживой природы.

Таким образом, используя циклы наблюдения для решения задач по экологическому воспитанию и образованию, мы даем дошкольнику теоретические знания и практические навыки поведения, направленные на сохранение природы, что и является показателем экологического образования и воспитания.

Н.И. Валеева

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Санкт-Петербург, 1997.
  2. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Пособие для слушателей экологической школы. – Нижний Новгород, 1991.