Психология

Экономическое сознание и поведение молодых людей: проблемы и перспективы психологического исследования

Эмпирическое изучение экономического сознания и поведения молодых людей представляет как теоретический, так и практический интерес. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это усиление роли молодых людей как фактора экономической жизни страны. Во-вторых, недостаточный уровень разработанности данной проблемы в науке. В-третьих, это активное развитие социальных институтов, участвующих в экономической социализации молодых людей.

Данная проблематика интересует широкий круг специалистов: экономистов, социологов, психологов и др. Нам представляется, что изучение психологических аспектов данного вопроса является весьма важным и перспективным, поскольку и сознание, и поведение как таковые являются, прежде всего, категориями психологическими.

Можно выделить несколько основных проблем или направлений исследований.

Первая проблема — проблема развития экономического сознания молодых людей.

Большинство современных теорий развития экономического сознания молодых людей, по мнению А.Фернам и М.Аргайл, разделяют точку зрения Жана Пиаже на развитие экономических представлений у ребенка. Теории развития экономического сознания молодого человека можно разделить на три группы. В одних, ориентированных на выделение этапов и стадий, последовательность развития фиксирована, при этом существует идеальное конечное состояние, к которому молодые люди неизбежно приближаются в процессе своего развития. Некоторые характеристики поведения на новом этапе достаточно сильно отличаются от характеристик на предыдущем этапе, что позволяет определить стадию, к которой следует отнести молодого человека. В теориях, ориентированных на непрерывный процесс, напротив, не предполагается наличия единственной финальной стадии, к которой неизбежно движется развитие, поскольку большее влияние приписывается средовым воздействиям, которые и создают многообразие связанных с развитием реакций. В результате логического развития данных теорий получается типология экономического сознания. Промежуточная точка зрения состоит в том, что развивающийся индивидуум большую часть времени пребывает на одной из нескольких характерных стадий, совершая короткие, скачкообразные переходы между стадиями. Однако эмпирических исследований на данный счет крайне мало и все эти подходы нуждаются в серьезной практической проверке.

Вторая проблема — проблема факторов детерминирующих экономическое поведение. Здесь также рассматривается количество факторов, хотя эмпирических исследований тоже недостаточно.

А. В. Бояринцева показала, что на экономическое поведение молодого человека существенное влияние оказывает такой фактор внешней среды как семья, воздействующий через родителей как основных, а главное, значимых посредников в передаче социального опыта потребления от общества к ребенку. Для молодого человека помимо факторов, влияющих непосредственно через семью, выделились такие, как референтная группа сверстников, средства массовой информации и другие контактные взрослые, берущие на себя роль партнера по общению.

В результате исследования Л.Г. Борисовой было установлено, что наличие денежных средств — обязательное условие становление экономического сознания активных потребителей. Аналогичные данные получены и в исследовании Т, В.Гусевой, которая изучала формирование потребительского поведения дошкольников.

Третья проблема — проблема гендерных различий экономического поведения.

В большинстве работ по экономической психологии дается ссылка на исследование гендерных различий экономического поведения подростков, выполненное американским психологом Преви (Prevey). По результатам его исследования можно утверждать, что существуют гендерные различия в обращении молодых людей с деньгами. Так, родители мальчиков предоставляют им большие возможности в приобретении опыта обращения с деньгами, нежели девочкам. Родители чаще обсуждают с мальчиками планирование семейного бюджета, планов на приобретение товаров. Был сделан вывод, что мальчиков обеспечивали большими возможностями приобретения опыта обращения с деньгами, чем девушек. Особенно четко это проявлялось в родительском поощрении заработков, а также в обсуждении с детьми семейного бюджета, финансовых «проблем, расходов и целей. Оказалось, что «уроки» родителей не пропадают даром: они положительно связаны с последующим умением молодых людей распоряжаться финансовыми ресурсами в начале самостоятельной, взрослой жизни.

Юношам свойственно стремление к новому в сочетании с высокой динамичностью накопления собственного опыта и разнообразием интересов. У юношей можно обнаружить больше различий в разнообразных характеристиках экономического сознания, чем у девушек. С другой стороны установки юношей более консервативны, при этом они склонны больше экспериментировать и доверять своему опыту, что на фоне слабой связи с ближайшими родственниками в качестве референтной делает группу сверстников. Юноши в большей степени склонны к экономическим проступкам и правонарушениям, чем девушки. Кроме того, юношам свойственны способность к переключению с одних форм экономического поведения на другие, легкость перехода от одной деятельности к другой.

Девушки психологически больше привязаны к определенному, семейные экономические нормы они знают лучше и осваивают раньше. Их больше интересует конкретные экономические действия, больше волнуют близкие экономические проблемы, чем отдаленные. Ценности материальной обеспеченности и богатства в качестве жизненных целей им менее важны. Девушки более чувствительны к чужим страданиям, чаще оказывают материальную помощь знакомым, их эмоции, связанные с экономическими явлениями и экономическим поведением, более разнообразны. Девушки обладают хорошо развитым восприятием экономических отношений, лучшей памятью и более способны к обучению, чем юноши. Следует отметить, что данные положения являются гипотетическими и нуждаются в эмпирической проверке,

Шмидт А.А.

Литература

  1. Бункина М.К, Семенов В.А «Экономика и психология», М. 1998.
  2. Аиетар А.Б «Душа денег», М. 2007.
  3. Радаев В.В «Экономическое социология», — М.:Аспект-Пресс, 2000. — 368 с.