Курсовые работы по психологии

Экспериментальное оценивание умственного развития детей младшего школьного возраста

Тема: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Страницы: 47

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретико- методологические особенности умственного развития в младшем школьном возрасте…………………………………… ………………7

1.1. Умственное развитие как предмет психологического изучения ………….7

1.2. Возрастно-психологическая характеристика умственного развития: младший школьный возраст ….…………………………………………………17

1.3. Проблема определения диагностических показателей умственного развития младших школьников.……………………….….……………………22
1.4. Выводы………………………………………………………………………26

Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей и динамики протекания мыслительных процессов у младших школьников при решении математических задач ………………………………………………………………………………27

2.1. База и методическое обеспечение исследования …………………………27

2.2.Анализ и интерпретация результатов исследования…………………..….31

2.3.Выводы……………………………………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………..45

Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления качественного своеобразия умственного развития ребенка, раскрытия его умственного потенциала уже на начальных этапах обучения в школе. Это связано с поиском путей индивидуализации обучения младших школьников, обоснованием психологической помощи учащимся в нахождении пути продвижения в учебе, соответствующего индивидуальному складу их умственной деятельности.
Психологами накоплен значительный опыт в изучении умственного развития учащихся, установлении общих закономерностей этого развития (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская, А.А.Люблинская, З.И.Калмыкова, И.В.Дубровина и др.). Однако, несмотря на повышенный интерес к данной проблеме, в психологии отмечается недостаточная разработанность вопроса об индивидуальных различиях в умственном развитии учащихся (Н.А.Менчинская, Н.С.Лейтес, И.С.Якиманская, И.В.Дубровина, К.М.Гуревич, М.С.Егорова, Г.В.Бурменская, О.М.Дьяченко). Данное противоречие получило отражение в диагностике умственного развития, обращенной преимущественно к выявлению различий в уровне умственного развития без учета его качественной специфики.
Оперирование уровнем умственного развития как его единственным показателем исключает из рассмотрения такой его показатель, как направленность, проявляющуюся в избирательности субьекта к предметно-специфичному содержанию и адекватным способам его логического преобразования. Назрела необходимость рассмотрения направленности как показателя, отражающего качественную специфику умственного развития.
Объект исследования: умственное развитие младших школьников, его качественная специфика и направленность.
Предмет исследования; психологическое содержание и критериальная оценка умственного развития младших школьников.
Цель исследования: выявить и описать индивидуальные варианты умственного развития младших школьников на основе соотношений уровня умственного развития и его направленности.
Гипотеза исследования: предметная избирательность как критериальный показатель направленности умственного развития проявится у младших школьников, получит свое дальнейшее развитие при условии овладения умственными действиями, опосредующими усвоение предметно-специфичною содержания и выступит основанием для выделения индивидуальных вариантов умственного развития младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ сложившихся в психологии подходов к исследованию умственного развития младших школьников.
2. На основе разработанного комплекса критериально-ориентированных методик для учащихся начальной школы осуществить экспериментальное исследование проявлений предметной избирательности младших школьников на последовательных этапах начального обучения на примере математики.
3. Определить условия развития предметной избирательности в младшем школьном возрасте.
Научная новизна и теоретическая значимость. В исследовании реализуется принципиально новый подход к решению вопроса об индивидуальных различиях в умственном развитии младших школьников. Обосновывается изучение качественной специфики
умственного развития учащихся на начальных этапах обучения. Впервые дается психологическая оценка предметной избирательности как критериального показателя направленности умственного развития.
Представлена типология индивидуальных вариантов умственного развития младших школьников на основе соотношения наличного уровня умственного развития учащихся и их избирательности к специфичному предметному содержанию, организованному посредством адекватных этому содержанию форм умственных действий.
Исследована роль предметно-специфичных умственных действий в развитии предметной избирательности у младших школьников.
Практическая значимость. Выявленные в исследовании индивидуальные различия в избирательности учащихся к определенному предметному содержанию послужат основанием для разработки индивидуально-ориентированных программ обучения для младших школьников.
Полученные в исследовании результаты могут лечь в основу рекомендаций для учителей и родителей по созданию благоприятных условий для реализации умственных ресурсов учащихся уже на данной образовательно-возрастной ступени.
Методологическую основу исследования составляют теоретические положения отечественной психологии.
— положение о предметности мышления как единстве его формы и содержания (Л.С.Выготский, Л.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) и его активной избирательности (К.М.Гуревич, Е.И.Горбачева);
— положение о ведущей роли обучения в умственном развитии учащихся (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Из этого положения следует, что при разработке диагностических методик необходимо стремиться к соответствию тестовой методики компонентам учебной деятельности, которую осуществляют учащиеся на уроке;
— принцип детерминизма (С.Л.Рубинштейн, 1958, 1959), в соответствии с которым при объяснении любых психических явлений личность рассматривается как «связанная воедино совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (С.Л.Рубинштейн, 1958, с.8);
— принцип активности (К.Д.Ушинский. Л.С.Выготский. Н.А.Менчинская, И.С.Якиманская), опираясь на который необходимо рассматривать ученика как активного субьема обучения, носителя уникального и
неповторимого субъектного опыта, специфика которого проявляется в учебной деятельности в виде избирательности к познанию мира, устойчивости этой избирательности, различных способов переработки учебного материала, эмоционально-личностного отношения к объектам познания (И.С.Якиманская, 1985, 1996)[10].
Одним из ориентиров в исследовании стало представление о недопустимости применения общей схемы для диагностики умственного развития в различные возрастные периоды без учета специфики этого развития в том или ином возрасте (Д.Б.Эльконин, 1995; Н.С.Лейтес, 1971). Ставя цель провести экспериментальное оценивание умственного развития детей младшего школьного возраста, мы учитывали особенности умственного развития учащихся на данной образовательно-возрастной ступени, а также исходили из представления о том, что в этом возрасте складываются благоприятные условия для развития предметной избирательности учащихся.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы методики диагностики предметной избирательности для учащихся начальной школы, тест умственного развития Е.М.Борисовой и В.П.Арсланьян, анкетирование, тестирование, беседы с педагогами, методистами по начальному обучению, родителями.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.