Психология

Эмоциональные отношения в семье младших школьников с ограниченными возможностями

Развитие эмоций и чувств у детей, как говорит Я.Л. Коломинский, зависит от ряда условий, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми и со сверстниками.

В семье ребенок имеет возможность испытать целую гамму переживаний. Источником сильных переживаний являются, прежде всего, родители. Дети чутко реагируют на интонацию голоса взрослых. Неправильное общение в семье порой способствует формированию односторонней аффективной привязанности (чаще всего к матери). При этом иногда ослабевает потребность в общении со сверстниками, ребенок может быть чрезвычайно зависим в своем поведении от взрослого, может испытывать отрицательные переживания (например, ревность), особенно если в семье появляется еще один ребенок, здоровый без патологий в развитии.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением в развитии, находится в условиях острой психотравматической ситуации. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличивается, что связано с увеличением забот о ребенке и родительский пессимизм относительно его будущего. Было показано, что характер детской патологии, влияет на эмоциональные реакции матери. Например, матери аутичных детей были более фрустрированы и разочарованы, по сравнению с матерями, имеющими детей с синдромом Дауна.

Актуальность проблемы родительско-детских отношений, остается чрезмерно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики, так как именно отношение родителей к ребенку, является основополагающей детерминантой психологического развития последнего.

Эмоциональные отношения по словам В.Н. Мясищева проявляются в привязанности, любви к ребенку и их противоположностях – неприязни, враждебности. Родители становятся раздражительными, особенно отцы, вследствие чего они стараются меньше оставаться дома, избегают общения с ребенком, тогда как матери сильно привязываются к больному ребенку, часто в ущерб остальным детям и мужу. Вследствие этого во многих семьях происходит разлад, вплоть до развода.

Семьи с неблагополучным отношением к ребенку признаются неблагополучными. В неполной семье, по сравнению с полной существует более сильная опасность для возникновения и усиления тенденций к крайностям воспитания. Р.В. Овчарова считает, что в этот момент повышается опасность отвергающего отношения матери к ребенку, переносящей на него свои негативные чувства. Существует и другая опасность – гиперпротекция, ведь ребенок часто становится для одинокой мамы, «тем единственным, что ей в жизни осталось».

Чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, и какие в семье эмоциональные отношения. Мы используем методику: Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье», центр «Гармония».

Для диагностики были взяты дети с детским целебральным параличом и глухотой, база – Областной реабилитационный цент для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Диагностика состоит в том, что ребенок выбирает из множества фигур – людей, свою семью. В данном виде тестовая ситуация «жизненная ситуация в миниатюре», на короткий период психологическое пространство ребенка переполняется множеством эмоциональных «событий», которые обычно распределены в более длительном периоде его жизни. Тестовая ситуация и жизненная имеют тенденцию сливаться для него. Распределение чувств в тесте может быть также выражено в терминах «пережитых» чувств, исходящих от ребенка и «воображаемых» чувств, направленных к ребенку. Из чисто теоретических соображений распределение пунктов походит на гипотетическое распределение на диаграмме. Здесь взята сумма всех вопросов, адресованных одному человеку, чтобы показать степень вовлеченности в отношениях с этим человеком. Можно рассмотреть не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи. Определить, нет ли преувеличенной реакции – положительной или отрицательной – на одного из родителей.

Девочка В.: семья не полная, конфликты с братом, она адресует ему все отрицательные чувства, маму очень любит, но все таки большинство чувств негативных и позитивных она отдает «никому». С мамой связаны нежные чувства, не смешанные с отрицательными отношениями. Себе она отдает всего лишь 2 вопроса, по ним видно, что она очень любит играть одна и проводит много времени наедине с собой, замкнутость и нежелание играть даже с братом.

Мальчик Д.: семья не полная, живет с бабушкой и младшей сестрой, но в свою семью он также включил дядю и тетю, хотя они не живут с ними. Все свои отрицательные чувства он адресовал «никому». Бабушку он очень любит, она заботиться о нем и уделяет ему много времени. Сестра маленькая, ему хочется заботиться о ней, но из-за своей болезни он не может этого сделать.

Мальчик Ж.: семья полная, повышенный интерес он проявляет к себе, остальные члены семьи имеют равное отношение между собой. Сестра уделяет ему много времени, и он испытывает к ней только положительные чувства, как и к родителям тоже. Все отрицательные чувства он отдает «никому», в его семье вполне хорошие отношения между всеми членами семьи.

Девочка Т.: семья полная и к тому же многодетная. Большинство чувств она адресовала «никому», в основном только отрицательные. В семье хорошие отношения со всеми, особое место она, конечно же, уделяет маме, она заботиться о ней, проводит с ней много времени. Большое количество положительных чувств она получает от папы, он всегда, по ее словам, улыбается и делает ее счастливой.

Мы поделили детей на 2 группы: дети из полных семей и дети из не полных семей. Эмоциональные отношения в этих двух группах семей в принципе особо не отличаются, но дети из не полных семей в основном все свои чувства отдают или младшим братьям или сестрам или тому, кто их воспитывает. Конечно, нельзя говорить о том, что нет причин для тревоги, но ведь это маленькие дети, ведь именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство «семьи», и все чувства, которые он испытывает в семье, он проносит их по всей жизни, и эмоционально не благополучные семьи являются для ребенка примером и формируют в нем мнение о том, что в такой семье ребенок может испытывать лишь такие чувства. Необходимо, чтобы и в таких семьях ребенок чувствовал себя комфортно и уверенным в себе, особенно если ребенок с ограниченными возможностями.

Литература

  1. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика. – СПб. – 2004. – 480 с.
  2. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издат. центр «Академия». – 2005. – 368 с.
  3. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А. Бодалева. – М.: Издат. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». – 1995. – 356 с.
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола. – 1995. –360 с.
  5. Шипицына Л.М., Мамайчук И.П. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студентов. – М.: Издат. Центр ВЛАДОС. –2004. – 368 с.

Е.А. Шоломей