Психология

Эмоциональный дискомфорт и социальная фрустрированность у студентов

Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, материальным ценностям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности — неудовлетворенности, сильного — слабого беспокойства. При этом он переживает фрустрацию, эмоциональный дискомфорт не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно было достичь большего. Это связано с эмоциональной сферой человека.

Эмоциональная сфера включает в себя; эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции — (от лат. возбуждение, волнение) это психический процесс протекающий в форме переживания и отражения личностной значимости и оценку внутренних и внешних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности личности и определяют не только уровень информационно — энергетического обмена, но и направленность поведения.

Эмоциональные состояния как переживания определенного отношения человека к тем или иным явлениям действительности отличаются субъективным характером. Всегда выражают личное положительное или отрицательное отношение человека к объективной действительности. Вместе с тем они выражают и внутренние состояния данного человека, испытываемые им при взаимодействии с окружающей средой.

К эмоциональным состояниям к ним относят — любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатию, привязанность, совесть. Все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы ценить что-то, нужно относиться к этому эмоционально — любить, радоваться, интересоваться или гордиться. Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить. От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью напрямую зависит наша жизнеспособность.

Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться — не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции.

Социальная фрустрированность — вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социуме.

Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни.

В настоящее время это направление недостаточно изучено.

Нами было организовано исследование, целью которого явилось изучение взаимосвязи эмоционального дискомфорта с социальной фрустрированностью.

Работа проводилась в Сибирском институте права, экономики и управления. В исследовании приняло участия 35 студентов юридического факультета, в возрасте от17 до 22 лет.

В работе верифицировалась гипотеза о взаимосвязи эмоционального дискомфорта с социальной фрустрированностью.

В ходе исследования были применены следующие методики:

«Причины эмоционального дискомфорта». Методика предназначена для определения уровня эмоционального дискомфорта индивида (или группы обследуемых) и выявления наиболее значимых для него источников дискомфорта, действующих постоянно или относительно постоянно. (Л. В. Куликов)

«Социальная фрустрированность» Методика предназначена для выявления психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях; фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Опросник представляет модификацию методики Л. И. Вассермана

Социальная фрустрированность, как сложная по структуре психологическая переменная, в методике определяется уровнем «удовлетворенности — неудовлетворенности» в 20 сферах отношений личности, выделенных экспертами как наиболее гипотетически значимые для любого взрослого, преимущественно трудоспособного человека, жизнедеятельность которого проходит в социуме и данной культуре. Разумеется, для отдельных индивидов некоторые сферы отношений могут быть не актуальными, например отношения с родителями (нет родителей), детьми (нет детей) и т.п. Поэтому оценка уровня «удовлетворенности — неудовлетворенности» в этих сферах испытуемым не фиксируется.

В результате исследования социальной фрустрированности установлено, что большая часть (74 %) студентов полностью удовлетворена своим образованием, содержанием своей учебы в целом, отношениями с родителями, своим образом жизни в целом, аспектами жизнедеятельности и т. д. Скорее удовлетворенны (20%) студенты взаимоотношениями с учащимися, материальным положением, обстановкой в обществе. Несколько студентов (6%) затрудняются ответить и скорее неудовлетворенны социальными взаимоотношениями и некоторыми сферами обслуживания.

По результатом исследования эмоционального дискомфорта установлено, что у большей части (77%) студентов выявлено слабое беспокойство причинами которого являются неприятные соседи, раскаяние по поводу прошлых решений, проблемы в общении с коллегами. Очень сильное беспокойство (3%) вызванное за состояние здоровья кого — либо из членов семьи. Среди опрошенных студентов (3%) имеют слабое беспокойство по поводу растущих цен.

Сопоставляя полученные результаты двух методик — «Причины эмоционального дискомфорта» и «Социальная фрустрированность» можно сделать вывод, что у большинства студентов, с очень слабым эмоциональным беспокойством полностью удовлетворенная социально — заданная иерархия.

Винокурова А. В.