Социально-экономические науки

Факторы электорального поведения граждан

Одним из последствий перемен, затронувших нашу страну, стало появление в России плюралистической политической системы, с присущим ей множеством общественных движений и организаций различного толка и направленности. Несмотря на это, наблюдается снижение политической активности большинства населения. Это связано с отсутствием интегративной государственной политической идеологии и превалированием психологии потребления. Материальная сторона жизни общества выходит на первый план, в то время как духовной жизни отводится второстепенная роль. Потребительская идеология с большой скоростью захватывает сознание граждан. Для того, чтобы думать о чем-то еще, у них просто нет ни времени, ни желания.

Кроме того, большая часть общества дезориентирована, и до сих пор еще не адаптировалась к изменившимся условиям жизни в стране. В последние годы в обществе быстро нарастает поляризация мнений, что вполне соответствует состоянию общественного сознания в целом.

Вместе с этим, многие люди настолько увлечены решением своих собственных, личных проблем, в особенности проблем потребительского плана, что их вовлеченность в принятие политических решений, участие в управлении государством сводится практически к нулю. Широко распространено в обществе и мнение о том, что участие в политике бесполезное занятие: «Один человек не в силах что-либо изменить, все уже решено заранее». Одной из мотиваций незаинтересованности в политике выступает мнение о том, что политика — грязное дело, а для политиков — это способ решить свои меркантильные проблемы, некоторые же граждане вообще затрудняются дать ответ на вопрос что такое политика и какую роль она играет в обществе, но не смотря на это другая часть общества согласна с тем, что политика играет важную роль в управлении государством и без нее наступил бы хаос.

Исходя из всего вышесказанного можно сказать, что на электоральное поведение граждан воздействуют определенные краткосрочные факторы. Главным из является состояние экономики на момент выборов, так как действует прямая связь между популярностью правительства и такими экономическими показателями, как безработица, инфляция и доходы населения.

Другим краткосрочным фактором, воздействующим на голосование, является личность и общественная репутация партийных лидеров. Еще один фактор — это то, в каком стиле и сколь эффективно партии проводят свою предвыборную кампанию.

Последний краткосрочный фактор — это роль средств массовой информации, роль, которая, впрочем, вполне может иметь и долгосрочное значение, если, например, владельцы конкретных органов прессы будут систематически привносить в освещение событий ту или иную тенденцию. От выборов к выборам, однако, пресса может вести себя по-разному.

Следует, однако, учесть, что все соображения такого рода не имеют большей ценности, если их брать вне контекста психологических, социологических, экономических и идеологических факторов, влияющих на электоральное поведение. В этой связи следует рассмотреть различные модели голосования. Главными из них являются: модель идентификации с партией, социологическая модель, модель рационального выбора и модель господствующей идеологии.

Исторически наиболее ранняя теория электорального поведения — теория идентификации избирателя с партией — ставит во главу угла чисто психологические факторы. Избиратели здесь предстают людьми, что по традиции поддерживают свою партию, а голосование же является выражением этой приверженности, но не результатом каких-то соображений, связанных с той или иной политической проблемой, личностью кандидатов, обстоятельствами предвыборной кампании или воздействием средств массовой информации.

Социологическая модель связывает электоральное поведение человека с его принадлежностью к определенной общественной группе и предполагает, что при голосовании он обычно следует схеме, которая соответствует экономическому и социальному положению данной группы. Наиболее значительными в этом отношении факторами является деление общества по основаниям классовой, половой, этнической, религиозной и территориальной принадлежности.

Модель рационального выбора — это модель, объясняющая электоральное поведение сугубо рациональным выбором индивида, а голосование трактуется как рациональный акт избирателя, отдающего предпочтение той или иной партии по основаниям личного интереса. В этой картине, иными словами, голосование является просто средством достижения определенной цели, а не выражением тех или иных политических позиций и привычек.

К модели господствующей идеологии относятся радикальные теории электорального поведения, в которых главное внимание уделяется моментам идеологического манипулирования и контроля в отношении избирателя. Радикальные теории, однако, акцентируют следующий момент: свое положение группы и индивиды понимают так, как это им внушают системы образования, государства, но более всего — средства массовой информации.

Наряду с указанными моделями голосования среди участвующих в голосовании граждан можно выделить такой тип отношения к выборам как активная аномия (голосование против всех), а среди не участвующих в голосовании: аполитичность (равнодушие к политике); абсеинтизм — неучастие как форма протеста (потеря надежды и отрицание смысла).

Таким образом, активность электората, определяемая процентной долей числа пришедших голосовать от общего количества избирателей, зависит от разных обстоятельств: а) насколько важными считают выборы граждане; б) партии, сторонником которой является избиратель; в) личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что значение и смысл выборов органично связаны с факторами, воздействующими на электоральное поведение. Однако, не стоит забывать, что выборы занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Они являются одной из обязательных норм демократической организации общества. Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.

Верхотурова С.В.

Литература

  1. Политология: Учебник для студентов/под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005- С. 301-305
  2. Политология: учебник/под ред. Кравченко А.М.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005- С. 278
  3. Политология: учебник/под ред. А.А. Горелова,- М.: Эксмо, 2006- С. 462
  4. Политология: Учебное пособие/Тавадов Г.Т.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000- С. 307