Введение
Моя научная работа посвящена лени. Может ли быть более актуальная тема для школьника. Лень… Однако, из наиболее «ругаемых» качеств человека. С утра до вечера, в школе и дома, от родителей и учителей только и слышно: «Не ленись, сделай уроки (сходи в магазин, приготовь обед и т.п.)». Между тем положительные стороны лени нередко перевешивают положительные.
Итак, что же такое лень? Это — нежелание делать что-либо по субъективным причинам. То есть, лень — это когда «я не хочу уроки делать, я гулять хочу».
Что же положительного может быть в лени? Когда ты чего-то не хочешь делать, ты можешь: а) не делать этого вовсе; б) сделать это обычным образом; в) придумать новый способ.
Третий путь как раз и является положительной стороной лени. Не хочешь делать уроки? Придумай способ сделать их быстрее. Не хочешь выполнять тяжелую физическую работу? Придумай механизм для ее облегчения. По моему мнению, все научные открытия, сделанные с древнейших времен и до наших дней, делятся на две группы: сделанные из любопытства и сделанные из-за лени. Рычаг и компьютер, колесо и диван, бетон и лестница — все это было изобретено, потому что человеку было лень поднимать камень, залезать на дерево, производить вычисления т.п. Конечно, нельзя утверждать, что человек придумывал только из корыстных целей, кто-то из изобретателей просто хотел облегчить свой или чей-то труд (например, изобретения Домкрата).
Технический прогресс не может двигаться без лени, значит, все-таки мы не так уж отрицательны, как о нас думают, когда мы ленимся. Всегда есть шанс, ленясь, сделать что-то полезное. Но ленится необходимо в меру, не превращая лень в «ничегонеделание». Необходимо помнить об этом, иначе лень способна незаметно опутать человека паутиной пассивности, разорвать которую будет достаточно сложно.
Лень как состояние сознания и феномен обыденности
«Лень-матушка раньше тебя родилась!» такую фразу — укоряющую и ироническую одновременно — большинство из нас слышит с детства. «Вставай, лентяй, в школу опоздаешь!» — голос мамы. «Ох, уж эти лодыри и шалопаи! Совсем не хотят заниматься!» — сокрушается учительница. «Не ленись, на зарядку становись!» — бодрый радио голос. А почему, собственно, не ленись? А я хочу лениться! Мне нравится валяться допоздна, и считать ворон, и не чистить зубы! Разве состояние лени — плохое?
В том-то все дело, что о внутреннем переживании лени мы не можем однозначно сказать как о страхе: «темное мироотношение». Настоящий, не игрушечный страх ломает душу, алень, на первый взгляд, ничего такого с нею не делает. Она домашняя, ручная и похожа на толстую кошку, которая спит весь день возле батареи. Лень эмоционально нейтральна, может быть, даже приятна. Она становится раздражающей и враждебной лишь, когда проявляется через скуку, через томление от безделья, т.е. когда начинает разрушать сама себя.
В русском языке много выражений связано с ленью. « Изленился совсем», «наленился вдоволь, «про- ленился все лето». И названия: — указывают на бытовое, широко распространенное явление. Явление, которое получило отражение и в литературе. Образ Ильи Ильича Обломова гениален, ибо живописует «добрую, русскую лень», прекраснодушную и бессильную, затягивающую как болото, где глохнут любые порывы, а толчки извне попросту не ощущаются.
В общественном сознании лень, как правило, оценивается негативно. Народные сказки полны историй про ленивец, которых наказывают добрые волшебницы, и рукодельниц, которых они щедро награждают, Уже в наше время было создано несчетное число книжек и мультфильмов, посвященных тому, как нерадивого ученика наказывает сама лень, насильно заставляет его бездельничать и, запрещая всякую работу, в результате чего бедняга начинает так маяться скукой, что готов на любой тяжелый труд и любое усердие, лишь бы лень выпустила его из своего царства.
Крайне отрицательная оценка лени выражена в широко известном высказывании: «Лень-мать всех пороков». Дело в том, что праздная сонная лень делает ее носителя потенциально опасным как для окружающих, так и для самого себя.
Невыполнение обязанностей, работа спустя рукава, надежда на «авось» приводит к тому, что на лентяя ни в чем нельзя положиться: и пообещает, да и не выполнит. Оправданий сколько угодно, а причина одна — неохота. Ленивый даже самого себя не желает уберечь от опасностей. Недаром говорят: «Лент, отвори дверь, сгоришь! Хоть сгорю, да не отвою!».
И, тем не менее, лень ассоциируется не только с чертами человека: нерадивостью, расхлябанностью, несобранностью. В массовой психологии существует некоторое умиление перед самой возможностью быть ленивым. Позволить себе быть ленивым может прежде всего тот, кто хорошо защищен, обеспечен, богат, имеет прочную социальную поддержку. Поэтому наряду с порицанием лени бытует и мечта о лени, зависть к лени. В этом случае лень выступает как антитеза озабоченности, поглощенности «зарабатыванием на жизнь».
Лень: естественные предпосылки
Толковый словарь В. Даля определяет лень как неохоту работать, отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности, тунеядству. Однако думается, что в современном языке слову «лень» дано более широкое толкование. Лень — это бездеятельность, вялость, пассивность. Известный психолог Ф. Василюк считает, что лень может быть определена как «надситуативная пассивность», т.е. та, которая не спровоцирована конкретными обстоятельствами, а проявляется там, где человек должен быть активен, бодро деятелен. Лень — это антидеятельность, антистрасть, стремление покоиться, не меняя наличного положения. Разумеется, нелюбовь к работе, стремление к праздности — это проявление лени.
О лени как о нравственном пороке и негативном социопсихологическом явлении можно говорить лишь там и тогда, когда речь идет о здоровых людях в нормальном состоянии. О человеке, смертельно уставшем, истощенном, больном, у которого нет сил для активности и работы, нельзя сказать, что он ленив. Также не относятся к лени случаи психических заболеваний, депрессии, которая внешне может проявляться как лень, но имеет глубокие корни в нарушениях жизнедеятельности организма. Таких людей нужно лечить.
Лень — результат социокультурных факторов
Сегодня, когда наша страна находится на очередном историческом перепутье и вынуждена вновь менять формы общественной жизни, выяснилось, что великой преградой на пути возвращения в лоно цивилизации является неготовность к этому самого человека. Важнейшие составные такое неготовности — пассивность, лень. Помилуйте, может сказать кто-нибудь, наши люди трудились все минувшие десятилетия, не разгибая спины, да еще и в тех условиях, которые не редко и не назовешь человеческими: без должного вознаграждения, без жилья, без нормального питания… но в том-то все и дело, что труд не воспитывает трудолюбия.
Первым пособником лени стала реальная уравнительность, нарушение того самого принципа воздаяния «по труду», который ставился на словах во главу угла нового строя. Реальное и стремительное свертывание рынка устранило объективные способы оценки деятельности и ее результатов. В оценке того, кому сколько платить, стал господствовать произвол. А это привело к тому, что бездельник и лодырь стали зарабатывать столько же, сколько и старательный работник.
Укреплению лени как повседневного явления способствовал и низкий уровень потребностей, исходно низкий в полуголодной крестьянской стране, и впоследствии укрепленной многолетней борьбой с «мещанством».
Как быть не ленивым?
Вопросом о том, как человеку быть не ленивым, должны прежде всего задаваться родители, растящие ребенка, а потом и школьные учителя. Сама растущая и развивающаяся личность начинает осознавать лень как проблему гораздо позже, когда сталкивается с противоречием: желанием чего-то добиться в жизни, занять определенное место с отсутствием умения работать, добиваться, трудиться.
Кто-то преодолевает свою лень, чтобы считаться лучшим учеником или чтобы понравиться однокласснику или однокласснице. Есть дети, которые стараются учиться ради того, чтобы оказать воздействие на однокашников, иметь у них реальный авторитет. Наконец, учиться с усердием можно и потому, что тебе любопытно, ты захвачен самим материалом, он отвечает твоим способностям и склонностям. Вот эта разнообразная мотивация и лежит в основе старания, тщания, внимания и трудолюбия, а воля лишь поддеРживает мотив и связанную с ним деятельность, как бы подбадривает импульс, не дает ему угаснуть. Таким образом, главным действующим лицом в трудолюбии, главным врачом лени оказывается ИНТЕРЕС.
Доминирование интереса в выполнении той или иной работы означает, что эта работа имеет для человека смысл. Лень рождается и успешно разрастается на почве бессмысленности существования, значимых ориентиров.
Борьба человека с собственной ленью — это, прежде всего борьба со скукой, осознанное стремление видеть мир осмысленным, находить смыслы и вносить их в жизнь.
Виды лени
Можно выделить три вида лени: физическую, интеллектуальную и эмоциональную.
Под физической ленью я понимаю в данном случае стремление избегать как физического труда, так и вообще физических нагрузок. Эта лень нередко присуща тем, кто занят умственным трудом. Люди, физически ленивые, как правило, не только не занимаются спортом и физкультурой, но находят тысячу причин для того, чтобы не делать даже обычной зарядки. Она вызывает у них приступ глубокой скуки и может быть выполнена разве что где-нибудь в санатории из-под палки.
Интеллектуальная лень — хорошо распространенное свойство. Особенно ярко оно начинает проявляться в школе, когда уже с первых лет от ребенка требуются постоянные умственные усилия и немалое напряжение. Интеллектуальные лентяи, не читающие книг и не беспокоящие себя математическими размышлениями, могут быть достаточно не плохими работниками, если заняты простым ручным трудом или выполняют стереотипные операции.
Третий вид лени — лень эмоциональная. Думаю, что она — дитя нашего времени, когда «физики» стали устойчиво доминировать над «лириками», произошла масштабная рационализация жизни, и в западном, и в нашем общественном состоянии стали преобладать утилитарные мотивы. Человек, известный как отличный работник, заядлый спортсмен, может быть совершеннейшим лентяем в области человеческих отношений.
Исследовательская часть
Целью моего исследования было выяснить, какое место учащиеся отводят в своей жизни лени, и какие методы предлагают использовать для того, чтобы уменьшить влияние лени в своей жизни и повысить эффективность учебного процесса.
Задачи
- провести опрос среди учащихся 10-11 -х классов о роли лени в их жизни.
- выяснить влияние на эффективность учебного процесса.
Исследование проводилось в два этапа:
На первом этапе эксперимента были опрошены учащиеся 10-11-х классов, сумма которых составляет 54 человека. Результаты опроса были занесены в протокол.
На втором этапе проводилось обсуждение наиболее приемлемых методов борьбы с ленью.
По окончании эксперимента был подведен итог.
База исследования 10-11-е классы лицея СИПЭУ.
Опрос проводился методом анкетирования.
Проанализировав результаты тестирования, можно сделать вывод, что большинство опрошенных не являются изначально ленивыми людьми, чаще всего их лень — следствие каких-то субъективных причин. Так, приступы «ничегонеделания своим любимым занятием не считает никто. У большинства опрошенных (22 человека, что составляет 41%) лень возникает редко, на втором месте по количеству ответов — состояние лени возникает иногда (18 человек, что составляет 33%), то, что лень одолевает их довольно часто признали, (14 человек, что составляет 26%).
На уроках ученики чаще всего не работают из-за отсутствия настроения (28 человек, что составляет 52%), либо им неинтересен материал (26 человека, что составляет 48%). Все это говорит о том, что при правильной организации учебного процесса состояние лени для учащихся не характерно.
Домашнее задание стараются выполнять, однако им не хватает времени (15человек, что составляет 28%), чаще всего учащиеся не справляются с заданием из-за его высокой сложности (22 человека, что составляет 41%).
Иногда ученики вместо приготовления уроков предпочитают посмотреть по телевизору интересное кино или встретится с друзьями, но это бывает редко (7 человек, что составляет 31%).
Что касается физической нагрузки, то можно сказать что учащиеся все- таки находят время для занятия спортом (23человека, что составляет 43%), либо ограничиваются помощью по дому (23 человека, что составляет 43%), а наименьшее количество опрошенных ходят на уроки физкультуры (8 человек, что составляет 14%). Это говорит о том, что учащиеся следят за состоянием своего здоровья.
Помимо школьной программы умственным трудом в форме чтения книг занимаются (23 человека, что составляет 43%), либо работают в Интернете (21 человек, что составляет 39%), интеллектуальные нагрузки в виде кроссвордов (10 человек, что составляет 18%).
Результаты опроса отражены на диаграммах в приложении 2.
Конечно, такого небольшого опроса недостаточно для выявления того, какое место занимает лень в жизни людей, но можно сделать вывод, что в целом большинство учащихся не склонно к лени. Возможно, это обусловлено тем, что в лицее учатся люди, изначально ориентированные на высокие результаты в учебе, т.е. с высокой учебной мотивацией. Они ценят время и им просто некогда лениться.
Заключение
Истомленное тело, дремлющий ум. Не найти такую силу, чтоб подвигла шевельнуться. Проседают мышцы, мысли. Вялость, апатия, Лень?
Нужно принять как аксиому, что у школьников сейчас достаточно большая нагрузка и дети устают. А потом, им просто нужно время: побыть с самим с собой! Это не лень и не тупой взгляд в пространство. Им же надо и повспоминать, и осмыслить, и подумать. Но родители уплотняют детский день под завязку: уроки, секции, спорт, домашнее задание, помощь по дому, прочесть главу книжки. Взрослые носятся по жизни метеорами, они теряют сами себя и уже из цельного, разумного человека превращаются в сгусток необходимых дел и непреложных обязанностей. И ребенка стараются втиснуть в тот же ритм и стиль, по образу и подобию своему.
Чтобы этого не происходило, надо научиться различать лень и попытку уделить время себе. Апатию и ярое безделье. Затяжная вялость может служить поводом для беспокойства: не случилось ли болезней или переутомления. Лучше с доктором проконсультироваться.
Бывает, что ребенок ленив от природы. Ну, все недостатки и достоинства человека лучше, чем кто- либо знает его родитель. Нужно найти якоря, цепляясь за которые ленивый сперва с помощью родителя, а затем и сам сможет себя вытянуть в рабочее пространство — лучше всего здесь помогают радостные стимулы: сделаешь английский — как раз начнется твой сериал, в субботу в гости — значит, надо все дела закончить в пятницу. То есть не растягивать проблему в пространстве, а ограничивать ее конкретным временем.
Необходимо учиться, сочетать несочетаемое: успевать все и оставаться собой, напряженно работать и всласть отдыхать. Как говорил о себе Фигаро: «трудолюбив по необходимости, ленив до самозабвения!»
Миронова Т.
Литература
- Алексеев В. Лень — двигатель прогресса//Мир психологии — 2001 — №11
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов, — М.: Аспект Пресс, 2000. — 376 с.
- Гурангов В. Учебник везения. — СПб.: Питер, 1999 — 189 с.
- Захаров М. Матушка лень и ее разновидности//Хорошие новости — 2000 — №62.
- Золотухина, Оболина. Страна философия. — Ростов-на-Дону, 2000
- Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель, — М.: Феникс, 1995. — 480 с.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учителя. М., 1990. — 192 с.
- Попова С. Лень полезна для здоровья?//Домовой — 2001 — 24 апреля.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 668 с.
- Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. Учебник для ВУЗов. — М.: Инфра-М, 1998. — 287 с.
- Шитова А. Лень — защита организма?//Мир психологии — 2002 — №2.