Курсовые работы по психологии

Формирование образа в процессе восприятия

Тема: Формирование образа в процессе восприятия

Страницы: 29

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика восприятия……………………………………5

1.1. Теории восприятия…………………………………………………..5

1.2. Свойства восприятия…………………………………………………9

Глава 2. Формирование образа в процессе восприятия………………………14

2.1 Образ как одна из форм отображения объективной реальности ..14

2.2. Подходы к формированию образа…………………………………18

Заключение ……………………………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………………28

В современном комплексе гуманитарных наук трудно найти понятие, которое применялось бы столь же широко, как понятие образа. Сущность и свойства образа обсуждается в многочисленных трудах , берущих начало в античности и продолжающее сегодня.
Понятие образа активно используется в практических областях. Образ как существенная деталь теоретических представлений присутствует на всем диапазоне научного знания от эмпирической областей до повседневной практики.
В различных областях современной психологии понятие образа используется во множестве смыслов [25].
Образ является центральным объектом исследований в нескольких различных областях современного научного знания. Так, перцептивные аспекты образа, его восприятие и первичная рефлексия подробно изучаются в соответствующих областях психологии и теории восприятия.
Наше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных объектов. Нам кажется, что иначе и быть не может.
Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется. Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам. Достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы – для того, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия[27]. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Соответствующие анализаторы – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.
Предметность, целостность, константность и обобщенность – это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия[27]. Эти свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений [1].
Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определяемые нашими, человеческими, органами чувств. Окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, из которых мы можем улавливать лишь небольшую часть. В любой момент раздражители воспринимаются нами соответственно тем категориям образов, которые постепенно устанавливаются после рождения. Как в этом разобраться? Определить обозначенные понятия.
Данная тема актуальна на сегодняшний день. Современная наука открывает нам мир, все менее и менее похожий на управляемый строгими законами мир стабильных объектов, укладывающихся в механистическую концепцию. Ее познание поможет нам разобраться во многих сферах человеческой жизнедеятельности. Выявление тех или иных закономерностей даст нам возможность более точнее оперировать теми процессами, принципами и категориями психических явлений, которые мы изучаем.
Цель нашей работы изучить формирование образа в процессе восприятия.
Объект — процесс восприятия.
Предмет — формирование образа в процессе восприятия.
В данном теоретическом исследовании нами были изучены научные работы таких авторов как Петровского А.В., Столяренко Л.Д., Рубинштейна С.Л., Ананьева Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А., Хьелла Л., Зиглера Д., Годфруа Ж.