Курсовые работы по психологии

Формирование общеучебных умений у детей младшего школьного возраста

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Страницы: 32

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы формирования учебных умений учащихся в процессе обучения ………………………………………………………………11

1.1 Учебные умения школьников как объект психолого-педагогического анализа …………………………………….………………………………………11

1.2. Формирование общеучебных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………………15

1.3. Выводы…………………………………………….…………………………19

Глава 2. Изучение формирования общеучебных умений у детей младшего школьного возраста………………………………….…………………………..21

2.1. База и методы исследования………….……………………………………21

2.2.Анализ и интерпретация полученных результатов исследования……….24

2.3.Выводы……………………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..…………………………………………………..31

Актуальность исследования. Возрастающий быстрыми темпами объем информации, появление новых технологий в науке и на производстве обусловили новые ориентиры для современной школы: востребованность результатов образования в жизни, личностная ориентация и деятельностный характер обучения, разгрузка содержания образования и т.д.
Одним из путей достижения подобных перспектив может стать становление ученика уже в школьные годы как активного субъекта процесса познания. Наличие хороших отметок, большой объем знаний и умение решать предметные задачи вовсе не являются показателями того, что ученик умеет учиться.[1]
Поэтому, одна из задач, решаемых учителями в образовательном
процессе, не просто транслировать учащимся готовые знания, но и
формировать у школьников общеучебные умения, посредством которых
они смогут самостоятельно приобретать знания, организовывать свой
процесс познания, тогда характер деятельности учащихся в период
обучения будет изменяться от исполнительской до творчески
самостоятельной. Общеучебные умения (ОУ) — это способы выполнения
действий, которые осваиваются школьниками в процессе учения, используются для успешного изучения всех учебных дисциплин, выступая частью межпредметных связей. Они не являются уникальными, пригодными только для учения, и могут входить в состав других видов человеческой деятельности, становясь, таким образом, основой для последующего самообразования, непрерывного образования и успешного творческого осуществления профессиональной деятельности.[9]
Формирование общеучебных умений тесным образом связано с
развитием мышления учащихся, становлением познавательной
мотивации, и является элементом методологической культуры
школьников.
Одним из возможных благоприятных периодов для успешного
формирования у учащихся обще учебных умений является младший подростковый возраст (примерно соответствующий V -VII классам общеобразовательной школы)- Психологи отмечают, что в начале подросткового возраста дети более сенситивны к переходу в учебной деятельности на новый, более высокий уровень, когда для ребенка раскрывается смысл учебной деятельности как деятельности по самообразованию и самосовершенствованию.[12]
Обучение в среднем звене школы в условиях разнообразных требований большого количества учителей создает с одной стороны новые трудности для ученика, но с другой стороны рационально организованный междисциплинарный подход способствует эффективному и скорейшему овладению подростком общеучебными умениями.
Однако, практика последних лет показывает, что многие « выпускники российских школ не владеют умениями учиться. В
официальных документах неоднократно отмечалась тенденция снижения
качества знаний выпускников средней школы и несформированность у
них умений самостоятельно искать эти знания, спланировать и осуществить деятельность по самообразованию. Итоги международного исследования ОЕСД в рамках Программы международной оценки старшеклассников выявили, что российские школьники хорошо научены
только воспроизводить заученное и решать готовые задачи на
репродуктивном уровне».
В качестве одной из причин гносеологической неграмотности
выпускников школ можно назвать то обстоятельство, что в основных
нормативных документах – обязательном минимуме содержания
образования должен быть контроль образования. Какова наша школа (по результатам международного сравнения) О. Долженко // Alma mater. — 2002. № 4. — С. 37 — 42. основного общего образования» и «Обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования» не уделяется внимание формированию общеучебных умений как элементу цели и содержания образования. В содержании некоторых учебных дисциплин определен лишь знаниевый компонент (литература, история, география, обществознание и др.), в других же дисциплинах указаны учебные умения, специфические для данного предмета (русский и иностранный языки, информатика, химия и др.). Общеучебным умениям отведено место только в «обязательном минимуме» для начальной школы. Те же недостатки прослеживаются и в программах по отдельным предметам, составленных на основании данного стандарта.
В то же время результаты психолого-педагогических исследований позволяют включить деятельностный компонент, частью которого служат общеучебные умения, в цели и содержание образования. В педагогической науке есть научно обоснованная концепция содержания образования, составленная В.В. Краевским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, имеющая четырехэлементную структуру, в которой, наряду со знаниями присутствуют способы деятельности (в том числе общеучебные умения), опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности, людям, к себе. Формирование ОУ определяется структурой учебной деятельности учащихся, разработанной в психологии В.В. Давыдовым и Д.Б. Элькониным на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Попытка включения общеучебных умений в цели и содержание образования была предпринята в 70-х — начале 80-х гг. XX века. Составленная Н.А. Лошкаревой «Программа развития общих учебных умений» обязательный минимум содержания основного общего образования ( Приказ МО № 1236 от 19.05.98 // Вестник образования. — 1998. — № 10). Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО № 56 от 30.06.99 У/ Вестник образования. — 1999. — № 9), умений и навыков школьников», к сожалению, так и не была внедрена в школьную практику.
В 2002 году разработан «Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования», в котором в качестве одного из элементов цели деятельности основной школы выделены общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности и составлен перечень важнейших из них, ориентированный на выпускника основной школы.
Для успешного овладения учащимися ОУ необходимо не только включить их в цели и содержание образования, но и разработать технологии и педагогические условия формирования общеучебных умений у школьников на разных ступенях обучения, что позволяют сделать знания и опыт, накопленные педагогикой и психологией.[4]
В педагогической литературе общеучебные умения у школьников изучались в качестве элементов самостоятельной работы (А.В. Даринский, Б.П. Есипов, О.А. Нильсон, П.И. Пидкасистый, Р.Б. Срода и др.), самообразования школьников (Е.Я. Голант, А.К. Громцева, Н.Г. Дайри, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Н.А. Сорокин, В.П. Стрекозий, Н.А. Шайденко и др.), их развитие опирается на познавательную активность и самостоятельность учащихся (М.А. Данилов, Н.А. Половникова, Т.И Шамова, Г.И. Щукина и др.). Методы формирования отдельных учебных умений учащихся раскрывали Ю.К. Бабанский, Б.И. Коротяев и др.
Методисты Л.М. Алексашкина, Н.И. Запорожец, А.В. Усова и др. изучали различные аспекты формирования общеучебных умений у школьников в рамках преподавания отдельных учебных дисциплин.
Программа развития общих учебных умений и навыков школьников / Сост. Н.А. Лошкарева // Народное образование. — 1982. — № 10. — С. 106 — 111.
Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч. 1. Начальная школа. Основная школа У Э.Д. Днепров, В.Д. Шадриков. — М., 2002. — 305 с.
Формирование ОУ у учеников начальной школы раскрывают работы В. Зайцева, Д.В. Татьянченко и др.
Психологи А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и др. подробно изучили мотивацию учебной деятельности школьников, развитие которой подкрепляет формирование ОУ у учащихся. В работах Е.И. Исаева, Е.Н. Кабановой-Меллер, В.Ф. Паламарчук, Е.Е. Сапоговой, Н.Ф. Талызиной и др. исследуются психологические аспекты развития приемов учебной работы и учебных умений у школьников.
При всем том в научной литературе нет специальных педагогических исследований, в которых бы рассматривался состав общеучебных умений, технологии и условия их формирования у младших подростков в образовательном процессе на междисциплинарной основе. Таким образом, обозначилось противоречие между необходимостью разработки технологии формирования ОУ у школьников на разных возрастных ступенях и научно-методическим обеспечением этого процесса. Необходимость преодоления данного противоречия обусловила постановку проблемы исследования: уточнение состава общеучебных умений, научное обоснование технологии и условий их формирования у младших подростков в ходе образовательного процесса.
Постановка проблемы позволила сформулировать тему нашего исследования: «Формирование общеучебных умений у детей младшего школьного возраста».
Объектом исследования является процесс обучения в основной школе.
Предмет исследования: условия формирования общеучебных умений у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.
Цель исследования: проектирование научно-обоснованной модели формирования общеучебных умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения и выявление необходимых и достаточных педагогических условий, способствующих успешной реализации данной модели в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: общеучебные умения у детей младшего школьного возраста могут быть продуктивно сформированы в процессе обучения при соблюдении следующих групп педагогических условий:
1. организационно-педагогических:
— включение общеучебных умений в качестве элемента в цели и содержание образования;
— обеспечение готовности учителей к формированию у младших подростков общеучебных умений;
— разработка межпредметной системы занятий, имеющей ведущую задачу — формирование ОУ у учащихся;
— использование возможностей урочных и внеурочных видов учебной работы в развитии общеучебных умений у младших подростков;
— построение критериальной базы для оценки сформированности ОУ;
2. дидактических:
— уточнение номенклатуры общеучебных умений для V-VII классов и отбор превалирующих для каждого урока;
— применение комплексной системы заданий по развитию ОУ;
— использование методов, активизирующих самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
— разработка дидактических материалов, с целью формирования ориентировочной основы действия ОУ;
— реализация индивидуально-дифференцированного подхода с целью становления субъектности учеников;
— включение школьников в групповые формы учебных работ;
3. психолого-педагогических:
— интеграция деятельностного и эмоционально-ценностного аспектов обучения;
— воспитание позитивного отношения к общеучебным умениям;
— стимулирование познавательного интереса и мотивации к овладению общеучебными умениями;
— формирование благоприятного психологического климата, создание ситуации успеха.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза предопределили решение следующих задач:
1. Уточнить содержание основных понятий и раскрыть теоретические
подходы к проблеме формирования учебных умений;
2. Определить состояние и возможности современного образовательного процесса по развитию у школьников среднего звена умения учиться;
3. Выявить в экспериментально — опытной работе педагогические
условия эффективного формирования общеучебных умений у младших подростков в образовательном процессе.
В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ научной психологической, педагогической,
методической литературы по проблеме;
— сравнительный анализ учебных программ, образовательных стандартов для средней общеобразовательной школы;
— моделирование; педагогический эксперимент;
— интервьюирование, анкетирование, включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся.
Теоретическую основу исследования составляют положения научных концепций педагогики и психологии: личности и деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), содержания образования (В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский), активизации познавательной деятельности учащихся (Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в результате исследования в соответствии с поставленными целью, гипотезой и задачами:
— уточнено содержание понятия «общеучебные умения», в которое внесено отражение процесса становления и использования ОУ;
— на основе обобщения имеющихся в научной литературе общеучебных умений, составлена номенклатура общеучебных умений, определено их место в содержании образования, и выявлены доминирующие из них в обучении младших подростков;
Практическое значение исследования состоит в возможности использования полученных результатов педагогами в ходе образовательного процесса в 5 — 7 классах общеобразовательной школы, при подготовке будущих учителей в вузе, а также в системе повышения квалификации учителей.
Эмпирической базой экспериментально работы являлись учащиеся 5-7-х классов МОУ СОШ №7 Ленинского района г. Иркутска (всего 20 человек).
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.