Тема: Формирование толерантности в подростковом возрасте
Страницы: 46
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основания исследования проблемы толерантности подростков…………………………………………………….. 10
1.1. Концептуальные основы исследования проблемы толерантности………10
1.2. Толерантность как феномен……………………………………………….. 15
1.3. Психологические основы формирования толерантности в подростковом возрасте…………………………………………………………………………..21
Выводы……………………………………………………………………………24
ГЛАВА 2. Особенности формирования толерантности в подростковом возрасте……………………………………………………………………………25
2.1. Анализ существующих в науке и практике методик формирования толерантности у подростков…………………………………………….………25
2.2. Характеристика методов и методик ориентированных на изучение толерантности у подростков……………………………………………….……37
Выводы……………………………………………………………………………39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….………………43
Актуальность темы исследования. Поиск оптимальных форм социального взаимодействия всегда был и продолжает оставаться предметом научного осмысления. Идеи гуманизма, родившиеся на смысловом разломе европейской истории, свое логическое завершение и практическое приложение получили в теориях правового государства и гражданского общества. Эти теории не утратили актуальности и в настоящее время.
На складывание жизни мирового социума в условиях формирования демократических институтов в последнее столетие оказывает большое влияние изменение характера объективации инаковости. Начало демократического переустройства общества было связано с борьбой за права человека, которые понимались как неотъемлемо присущие человеку по факту его существования независимо от фенотипических, социально-демографических характеристик, а также мировоззренческих установок. Результатом этого было политико-правовое оформление прав человека, прежде всего, как права на индивидуальность. Наметившиеся в последнее столетие в мировом сообществе тенденции к интеграции, чему способствовало стремительное развитие средств массовой коммуникации, стали сейчас определяющими в складывающейся конфигурации глобального социального пространства. В этих условиях проблема гармонизации социальных отношений актуализируется двумя обстоятельствами, во-первых, обострением и выявлением ценностно-нормативных различий как неизбежного следствия интеграции и, во-вторых, включенностью людей через средства массовой информации в неограниченное количество социальных связей.
В настоящее время в отечественной общественной мысли идет поиск нормативно-ценностной парадигмы, которая бы стала основой для оптимальных форм социального взаимодействия в условиях традиционной для страны поликультурности и нормативно-декларируемого плюрализма во всех сферах жизни социума. В качестве таковой в Российской Федерации на государственном уровне утверждено — формирование толерантности и преодоление экстремизма.
Формирование толерантности приобретает особое значение в ситуации ухудшения качества и уровня жизни российского населения, в результате чего актуализируются проблемы, связанные с межличностными и межгрупповыми отношениями в условиях нормативно декларируемого плюрализма. Особую остроту проявления этим отношениям, становящихся линиями социальной напряженности, придает то, что для российского социума рыночные реформы и демократические преобразования стали кризисными в том плане, что поставили людей в ситуацию объективации инакового во всех сферах общественной жизни.
В данном контексте подростки являются той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей. Это связано с маргинальностью молодежи, которая обусловлена, во-первых, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации подростками радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. И именно поэтому, изучение социального поведения подростков, а также формирование толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в подростковой среде. Указанные обстоятельства актуализируют необходимость изучения процесса формирования толерантности.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы обусловлена:
во-первых, необходимостью гармонизации социального взаимодействия в ситуации нормативно-декларируемой и исторически-существующей российской поликультурности;
во-вторых, потребностью в регуляции социального поведения подростков в аспекте преодоления нетерпимости и экстремизма в современных условиях;
в-третьих, исключительной значимостью повышения эффективности регулятивного воздействия на социальное поведение подростков посредством механизма формирования толерантности.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблема формирования толерантности в подростковом возрасте как в отечественной, так и зарубежной литературе не является к настоящему времени до конца разработанной. Существующие подходы к ее рассмотрению складывались, прежде всего, в зарубежной науке под влиянием, во-первых, существовавших традиций в рассмотрении толерантности, во-вторых, в рамках отдельных дисциплин.
Толерантность в европейской общественной мысли изначально рассматривалась как веротерпимость. И в современной западной науке эта традиция получила свое продолжение и развитие в работах Р. Болоу, Дж. Катца, Б. Килари, Р. Лейта, Т. Лиона, К. Недермана и др. Причем акцент в них смещен с рассмотрения веротерпимости в контексте прав человека в сторону всеобъемлющей парадигмы мышления в условиях секулярного общества, и особое внимание уделяется осмыслению исторического опыта формирования толерантности в сфере межконфессиональных отношений.
Также традиционным для западной общественной мысли направлением, представленным в работах X. Макклоски, М. Презелески и др., является осмысление толерантности как моральной категории. Свое наиболее полное
развитие это направление получило в работах П. Николсона, который сформулировал характеристики толерантности как морального идеала.
Прикладное значение толерантности достаточно подробно рассматривалось в западной политической науке. В данном контексте особое значение имели идеи Г. Маркузе, который впервые поставил проблему соответствия реального состояния общественных отношений западного общества декларируемым нормам толерантности. Из числа современных исследователей проблемы обеспечения толерантности политическими институтами рассматривает М. Уолцер. Наряду с этими авторами, политический аспект толерантности изучают Дж. Будзишевский, М. Корбетт, Е. Дионне и др.
Проблема формирования толерантности является предметом изучения в зарубежной педагогике и психологии. Исследовательское поле Дж. Берри, X. Тайфела, Дж. Тернера включает как технологию, так и психологические
основы формирования толерантности. Результатом их изысканий стала концепция «мультикультурного образования», изложенная в работах С. Балларда, С. Гэлэхера, Н. Кехана.
Таким образом, в зарубежной науке толерантность получила широкое, концептуальное осмысление. Практическим преломлением идеи толерантности в сферу социального взаимодействия является встраивание ее в контекст политических отношений и педагогического воздействия.
В отечественной науке вопросы, связанные с толерантностью, начали исследоваться лишь в 1990-е гг. Возрастание интереса исследователей к этой проблеме было вызвано рядом обстоятельств. Во-первых, начало широкомасштабных экономических реформ, имевших глубокие социокультурные последствия, с особой остротой поставило перед российской общественной мыслью проблему поиска оптимальных форм взаимодействия в условиях демократизации общества, во-вторых, принятие в 1995 г. Декларации принципов терпимости и объявление года ее принятия — Международным годом толерантности, в-третьих, реализация Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)» стимулировала обращение исследователей к проблеме толерантности. Относительная новизна проблем толерантности для российских исследователей объясняет отсутствие к настоящему времени фундаментальных работ, охватывающих весь спектр социального взаимодействия в контексте толерантности.
Первую попытку целостного философского анализа толерантности среди отечественных исследователей предпринял В.А. Лекторский, которым было выделено четыре модели понимания толерантности в контексте теории диалога культур. Л.В. Скворцов рассматривает толерантность как глубинное свойство человеческого сознания. Им была предложена классификация форм
существования толерантности, соответствующих различным формам общественного сознания. В развертывании этой идеи А.В. Перцевым было введено понятие ментальной толерантности, которая понимается им как архетипическое свойство, оказывающее перманентное влияние в ситуации социокультурных бифуркаций. Кроме этого, в работах P.P. Валитовой, В.М. Золотухина, Н.В. Кругловой, Е.В. Магомедовой, В. А. Тишкова, В.В. Шалина и др. рассматриваются различные аспекты философского понимания толерантности — этический, аксиологический и др.
В рамках дисциплинарных подходов в настоящее время наибольшее развитие получил психолого-педагогический, изложенный в трудах А.Г. Асмолова, П. Ф. Комогорова, Н. В. Мольденгауэр, 3. Ф. Мубиновой и др. Причины этого заключаются в том, что психолого-педагогические исследования, имеющие непосредственный выход на сферу практической деятельности, являются достаточно востребованными в современных условиях необходимости формирования толерантности как качества личности, актуализируемого демократическими преобразованиями.
В рамках социологии проблема толерантности до настоящего времени не получила фундаментального осмысления. Большинство социологов, занимающихся этой проблемой, ориентированы, в первую очередь, на эмпирические полевые исследования, что, на наш взгляд, является вполне закономерной стадией в общем ходе концептуализации толерантности в социологии.
Наибольший размах получили эмпирические исследования по изучению толерантности в межэтническом взаимодействии. Подобные исследования были проведены Ю.А. Гаюровой, Л.Д. Гудковым, Н.М. Лебедевой и др. Исследовательский интерес к проблемам межэтнического взаимодействия в отечественной социологии объясняется двумя обстоятельствами, во-первых, давними традициями социологического и социально-психологического изучения межэтнических отношений, во-вторых, особой актуальностью этой проблематики в контексте общественно-политической ситуации в стране. Кроме этого, объектом внимания в настоящее время являются проблемы, связанные с социальными отношениями в условиях имущественной дифференциации и политического плюрализма, находящие свое отражение в работах Г.М. Денисовского, П.М. Козыревой, З.Х. Саралиевой и пр.
Особое место в разработке проблемы поиска путей гармонизации межличностных и межгрупповых отношений подростков в условиях поликультурности принадлежит деятельности НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, в котором под руководством А.А. Козлова осуществляется ряд проектов по изучению экстремизма и, в том числе, подросткового.
В социологии управления к настоящему времени толерантность практически не изучалась. Толерантность в процессе социальной регуляции рассматривается в контексте конфликтологии как компонент технологии достижения согласия в обществе. Отдельно следует указать на разработанный М.С. Джунусовым, В.Н. Ивановым и К.К. Колиным в рамках отделения «Социальные технологии» Международной академии информатизации и предложенный к внедрению социальный проект «Технологии формирования культуры социальной толерантности». Главный акцент в этом проекте делается на анализе методов (технологий) достижения согласия и преодоления конфронтации в решении национальных и глобальных проблем.
Таким образом, проблема толерантности в настоящее время является недостаточно изученной. Недостаточно изучен и механизм формирования толерантности подростков в современных российских условиях.
Актуальность темы и недостаточная степень ее научной разработанности являются основанием для формулировки проблемы курсовой работы.
Проблема исследования заключается в необходимости разрешения противоречия между актуализированной современностью общественной потребностью в гармонизации межличностных и межгрупповых отношений в условиях поликультурности и недостаточной изученностью, с одной стороны, готовности российских подростков к позитивному взаимодействию в поликультурном социуме и, с другой, механизма формирования толерантности подростков.
Объектом исследования является толерантность в процессе социального поведения подростков.
Предметом исследования выступает формирование толерантности в подростковом возрасте.
Цель исследования заключается в изучении функционирования механизма формирования толерантности подростков. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
— определение теоретических оснований изучения толерантности;
— изучение толерантности подростков и выявление факторов ее формирования;
— анализ механизма формирования толерантности подростков в современных условиях.
Гипотеза исследования о том, что толерантность — это не фиксированная, а изменяющаяся с возрастом характеристика личности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения общей психологии и психологии управления.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.