Курсовые работы по психологии

Формирование умений учебной деятельности у младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Страницы: 26

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 1. Теоретические рассмотрение проблемы формирования умений учебной деятельности у младших школьников в теории и практике обучения
1.1. Раскрытие сущности понятий «умения», «учебная деятельность». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с учетом их индивидуально-типологических особенностей . . . . . . . . .
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Изучение формирования умений учебной деятельности у младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. База и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2.Анализ полученных результатов и их обсуждение. . . . . .
Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В настоящее время в условиях изменения общества меняется и система образования. Поворот к гуманизации и гуманитаризации позволяет учителям исходить в процессе обучения не только из требований программы, учебного плана, но из психологических, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В последние годы значительное внимание обращено на формирование умения учиться, т.е. умения отделять область знания от области незнания, умения принять учебную задачу, найти пути ее решения. Учителю сегодня необходимо не просто выучить ребенка письму, чтению, счету, нужно, чтобы ребенок сам обнаружил, как надо, сам увидел источник своей ошибки, основание ошибочного действия, нашел новые основания.
Анализ психолого-педагогической литературы (В.В.Давыдов, Г.А. Цукерман, Л.В. Занков) убедительно показал, что ребенок, не научившийся учиться в начальных классах, в средних обычно переходит в разряд неуспевающтх. Поэтому главным в процессе обучения должны являться не знания, умения и навыки, а формирование общеучебных умений, умения учиться.
Принимая во внимание все вышесказанное, темой нашей исследовательской работы является: Формирование умений учебной деятельности у младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
Целью настоящей работы является изучение формирования умений учебной деятельности у младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
Объектом умения учебной деятельности младшего школьника
Предмет исследования: особенности формирования умений учебной деятельности у младших школьников с разными индивидуально-типологическими особенностями.
Гипотеза – индивидуально-типологические особенности младшего школьника влияют на формирование его умений учебной деятельности.
В задачи исследования входило:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность понятий «умения», «учебная деятельность».
3. Проанализировать индивидуально-типологические особенности младших школьников.
4. Подобрать методики для изучения индивидуально-типологических особенностей детей младшего школьного возраста.
5. Изучить формирование умений учебной деятельности у младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
При исследовании применялись следующие методы:
— теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования)
— эмпирические (наблюдение, методика выявления особенностей темперамента, методика изучения различных умений учебной деятельности).
— методы статистической обработки результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Гимназии №2 г. Иркутска, в нём принимали участие 28 школьников 3 класса в 2007 -2008 учебном году.
Методологической основой исследования являются основные положения общей, возрастной, дифференциальной, педагогической психологии, представленные в работах Л.С. Выготского, Либина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др.
Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что данное исследование может быть использовано психологом, учителем начальных классов для составления развивающей программы более эффективного формирования умений учебной деятельности у младших школьников с учетом их индивидуально-типологических особенностей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы включающего 20 источников, приложения.