Тема работы: Идеалы выпускников начальной школы
Страницы: 84
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Личностная направленность выпускников
начальной школы как психологическая проблема……………………….6
1.1.Проблема изучения личности в психологии………………………….6
1.2. Направленность личности и её основные формы…………………..16
1.3. Ценностные ориентации и идеалы личности……………………….22
1.4. Развитие личности в младшем школьном возрасте…………………34
Выводы по теоретической части………………………………………….54
Глава 2 Эмпирическое исследование идеалов
выпускников начальной школы………………………………………….55
2.1. Методы и организация исследования……………………………….55
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….56
2.3. Рекомендации…………………………………………………………67
Выводы по практической части………………………………………….69
Заключение………………………………………………………………..71
Литература…………………………………………………………………73
Приложения……………………………………………………………….78
Введение
В условиях радикальных изменений, происходящих в современном обществе, связанных с распадом привычного уклада жизни, социальной нестабильностью, отказом от прежних норм и идеалов, у подрастающего поколения возникает необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентиров, идеалов. Отсутствие способности осуществлять выбор подлинных идеалов приводит к ценностной дезориентации детей, подростков, молодёжи, выбирающей в качестве жизненных оснований мнимые, утилитарные ценности. Отсюда, важнейшей составляющей школьного образования должно являться нравственное развитие личности учащихся.
Перед современным российским обществом стоит цель воспитания личности, свободной, способной к активной, творческой, трудовой деятельности. Для этого необходимо изучение психолого-педагогических особенностей личности, познание законов формирования личности ребенка ещё в младшем школьном возрасте, когда начинается активное психологическое развитие за счет включения в мир ребенка новых институтов социализации.
Идеалы – основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, позволяет не только отражать действительность, но и ориентирует личность на изменение, развитие.
Проблема изучения идеалов, ценностей, личностной направленности в целом привлекает внимание многих психологов. Различными аспектами этой проблемы занимались такие психологи и педагоги, как П.М.Ершов, А.Г.Здравомыслов, Е.В.Золотухина-Аболина, М.Рокич, В.Франкл, В.А.Ядов, А.А.Бодалев, П.П.Блонский, Р.М.Рогова, Т.А.Стефановская, А.Маслоу, К.Роджерс и другие. Можно заключить, что данная проблема является актуальной и имеет перспективы исследования.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы дать сравнительную характеристику идеалов выпускников начальных школ города Псков и города Великий Новгород. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
2. Подобрать необходимых методик;
3. Провести эмпирическое исследование идеалов младших школьников, проанализировать результатов;
4. Провести сравнительный анализ полученных данных;
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для учителей по развитию личности младших школьников.
Предметом исследования являются идеалы выпускников начальной школы.
Объектом исследования выступает направленность личности младшего школьника.
Гипотеза исследования состоит в том, что идеалы выпускников начальных школ города Псков и города Великий Новгород не имеют существенных различий
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы
2. Беседа
3. Модификация методики Сакса-Леви «Незаконченные предложения»
4. Ориентационная анкета А.Басса
5. Методы обработки и интерпретации данных – качественный и количественный анализ.
В исследовании приняло участие 42 человека, учащиеся 3-4 классов начальных школ.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов нами были разработаны рекомендации по формированию личностной направленности, ценностных ориентиров и идеалов младших школьников. Данные рекомендации предназначены как для педагогов, так и для родителей. На основе полученных данных можно также разработать коррекционные, тренинговые программы как по развитию у детей позитивного ценностно-нравственного мировоззрения в целом, так и по формированию отдельных его составляющих, например, идеалов, ценностей.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.