Документационное обеспечение управления

Информационная культура как фактор развития информационного общества

В современных условиях главной ценностью становится информация, поэтому необходим инструмент социализации личности в современном быстро меняющемся мире. Таким инструментом выступает информационная культура. В связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе недопустимо опираться на случайные факторы социализации в условиях информатизации, необходимо целенаправленно готовить личность к жизнедеятельности в информационном обществе.

90-е годы XX века можно считать новым этапом в развитии представлений об информационной культуре. Она стала анализироваться как один из аспектов культурной деятельности, связанной с социальной сущностью человека. Информационная культура рассматривается как фактор освоения человеком культурной реальности, овладения достижениями человечества. На дальнейшее развитие представлений об информационной культуре большое влияние оказал процесс распространения информационных представлений на явления культуры.

Представляя важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых невозможно вне зависимости от информационной культуры. Специалисты стали выделять два уровня существования информационной культуры — общественный и личностный. В первом случае она представляет собой совокупность ненаследственной поведенческой информации, своеобразный социокод, в котором накапливается, хранится и передается культурная информация необходимая для существования общества. На личностном уровне — это часть общей культуры личности.

Анализ развития проблемы информационной культуры показал также, что она рассматривается различными авторами с самых разнообразных позиций: в динамике и статике; как элемент макропроцессов и как элемент микроуровня человеческого бытия; как самостоятельный феномен и как инфраструктурное явление. Обобщая накопленный материал, констатируем, что проблема затрагивает мировоззренческие, когнитивные, социальные и другие аспекты распространения культурной информации в обществе и использования ее субъектом. Информационная культура связана с такими понятиями, как «информация» и «культура». В зависимости от приоритета исследователи и пытаются определить содержание информационной культуры. Таким образом, в настоящее время активно используются два подхода к трактовке понятия «информационная культура» — информологический и собственно культурологический. Большинство определений в рамках первого подхода делают упор на совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Культурологический подход расширяет содержание понятия, и мы придерживаемся данного подхода. Но все сходятся в одном: именно информационная культура является феноменом, определяющим жизнедеятельность в условиях информационного общества.

На любом этапе развития общества человек выступает своеобразным индикатором уровня зрелости культуры, ее характера, достоинств и недостатков, гуманистического содержания. Любой акт деятельности, сохранение и развитие культуры протекают в определенном пространстве-времени и способствуют его динамичной трансформации. Жизнедеятельность человека сегодня осуществляется в специфической культурной среде, имеющей свои закономерности, особенности развития и функционирования (например, суперсимволический характер). Адаптация, ориентация личности затрудняется в связи с резко возросшим объемом информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на личность. Инфраструктура общества дает человеку возможности для творческого развития в связи с доступом ко всему многообразию знаний и ценностей. Однако использовать эти возможности может только человек со сформированными информационными умениями и навыками. Таким образом, можно говорить о появлении новых видов грамотности (информационной) в связи с изменением среды обитания человека, а ее формирование является частью процесса развития информационной культуры.

В условиях возрастания информационных потоков человечество попало в ситуацию неопределённости, которая выступает как норма социальной жизни, как закономерность протекающего на Земле и в Космосе эволюционного процесса. Критерий, который позволяет выстраивать глобальную стратегию действий, направленных на уменьшение неопределенности, установление связи времен, осмысление картины реального мира (причем информационной картины мира) и сохранение преемственности духовного развития человечества — это информационная культура. Постепенно приходит осознание необходимости следовать общим принципам и правилам независимо от социального положения, национальных, возрастных, половых и иных различий, и это осознание можно рассматривать как элемент информационной культуры.

В современных условиях необходимо создание развитого механизма саморегуляции общества, способного выявлять, предвосхищать кризисные ситуации, обострение социальных противоречий и проблем, тенденции противодействия и торможения, разрешать их, исходя из принципов и закономерностей информационного общества. Таким механизмом социальной эволюции, обеспечивающей саморегулирование и самоуправление политической, идеологической, информационной общественных подсистем является информационная культура.

Информационная культура способствует реальному пониманию человеком самого себя, своего места и роли в окружающем его мире, истории, системе современных мировых связей. Развивающееся на основе высокой информационной культуры взаимодействие народов способствует не только универсализации материального и духовного производства на основе прогрессивных технологий, но и формированию прочных предпосылок всеобщей безопасности. Главная задача — это изменить взгляд на информационную культуру как на средство в жизни общества, осознав ее как ЦЕЛЬ И СМЫСЛ жизни. В этих условиях человечество должно изменить глубинные, ценностные установки, гармонизировать миры культуры и информации.

В качестве компонентов информационной культуры можно выделить:

  • совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире культурной информации;
  • способ жизнедеятельности человека в информационном обществе;
  • методику оперирования всеми видами культурной информации;
  • методологию и мировоззрение информационного общества.

Понимание сущности информационной культуры личности предполагает,

прежде всего, ее осознание как одного из проявлений общей культуры человека. Человек — творец, созидатель культуры и вместе с тем ее пользователь. В этой двуединой связи с деятельностью человека заключено своеобразие информационной культуры. С одной стороны, обретение информационной культуры требует значительных усилий личности, с другой — открывает современному человеку доступ к накопленным цивилизацией информационным ресурсам. Именно в связи с этим об информационной культуре человека судят не по тому, что он думает о себе сам или каким он кажется окружающим, а по реальным результатам его самостоятельной информационной деятельности, информационному поведению, информационному образу жизни.

Общепризнанно, что процесс потребления и переработки информации составляет содержательную основу процесса личностного развития. Сведение проблемы только к использованию новых информационных технологий, характерное для 80-х — начала 90-х годов, в настоящее время уступает место использованию культурологического подхода к ее решению. Давление технологии, техники явно уменьшается. Проблема формирования и развития информационной культуры переходит на личностный уровень, поэтому возрастает значение системы образования в ее решении. Информационный компонент становится основным в любом виде деятельности, а оперирование информацией является важнейшей методологией человеческой деятельности в целом и в любых ее разновидностях и вариантах. Информационная культура личности проявится в его информационном поведении, отражающем информационное мировоззрение субъекта. Информационное поведение характеризуется умениями и навыками осуществления информационных операций, оперирования информацией, способностью к саморегуляции и самоанализу собственного информационного поля и собственного поведения. Информационная культура позволяет человеку строить комфортные и эффективные взаимоотношения с окружающей культурной средой.

Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы, каждый раз выводившие ее на более высокую ступень развития.

Один из наиболее значительных информационных кризисов привел к появлению письменности, когда устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации, и фиксация информации на материальных носителях ознаменовала собой новый, следующий период информационной культуры — документальный. Необходимость включения в систему информационных феноменов документа, единства носителя и содержания, изменило содержание информационной культуры. В ее состав вошли культура общения с документами; культура кодирования и фиксации информации; культура документографического поиска и т.д. Оперирование информацией облегчилось, претерпел изменение образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились систе1ЙЬ&рвд1имйсвивфвр«1аци£Н1шннн1ризис вызвал к жизни компьютерные т ехнологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое целое. На каждом качественно новом этапе предшествующие формы информационной культуры функционируют, обогащаясь новыми.

Информатизация разрушает традиционные циклы жизнедеятельности людей и сам ритм их жизни, вытесняет ценность межличностного общения, заменяет реальный мир виртуальным, усиливает возможности манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. В связи с этим возникает проблема гуманизации как возврата человека к его естественному состоянию и гармоничному развитию. Тогда информационная культура выступает гуманитарной составляющей информатизации. Современное общество нацелено на развитие творчества субъектов, процесс его становления сопровождается возрождением высокой культуры. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают ее роль в развитии и функционировании общества. Культура может рассматриваться как ключ к инновациям и общественному развитию.

Итак, можно сделать следующие выводы. Во-первых, информационную культуру нельзя рассматривать отдельно от других типов культур, так как элементы, входящие в нее, присутствуют и в культуре труда, и в культуре общения, политической культуре и т.д. Во-вторых, для полноценного понимания такой культуры необходимо создание ее исторической модели, где будут сочетаться временной фактор и перечни основных компонентов информационной культуры, которые возникли или уже существовали в определенный исторический пе риод., Общество с высоким уровнем информационной культуры предполагает толерантность, терпимость к мнению любой личности, ее поведению, информационному мировоззрению, лояльность к уровню информационной культуры личности, отношение к ней как к самоценному феномену. Развитие информационной культуры личности происходит на протяжении всей жизни

Информационная культура может служить интегральным показателем уровня развития общества и индивида. Она является важнейшим движущим фактором этого развития. Информационная культура — условие устойчивого и безопасного развития в принципиально новом культурнообразовательном пространстве.

Дунаева В.И., Богатова Г.А.

Список используемых источников и литературы:

  1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманитарная общечеловеческая философия для XX в. /Р.Ф.Абдеев. — М: ВЛАДОС. 1994. — 334 с.
  2. Агешин, Ю.А. Информационная культура /Агешин Ю.А. // НТИ. Сер. — 1998. — №
  3. — С.10-12.
  4. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования /Д.Белл. — М.: Academia . — 786 с.
  5. Ващекин. Н.П. Информатизация общества и устойчивое развитие / Ващекин Н.П.. Пасхин Е.Н.. Урсул АД. — М., 2000. — 267 с.
  6. Вернадский. В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе /В.И. Вернадский. — М: Наука. 1975. — 174 с.
  7. Воробьев. Г.Г. Твоя информационная культура /Г.Г.Воробьев. — М.: Мол. гвардия. 1988,- 303 с.
  8. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс /Н.Б. Зиновьева: подред. И.И. Горловой. — Краснодар. 1996. — 135 с.
  9. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности /С.Д.Каракозов //Пед. информатика. — 2000. — № 2. — С.41-54.
  10. Кастельс. М. Могущество самобытности //Новая постиндустриальная волна на Западе: антология /под ред. В.Л. Иноземцева. — М.: Academia, 19
  11. Мелюхин. И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития/И.С. Мелюхин. — М.: Изд-во Мос. ун-та, 19 — 208 с.
  12. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности //Вопр. философии. — 1989. — №1. — С.3-26.
  13. Разлогов. К.Э. Культура — глобальная и/или массовая /К.Э. Разлогов // Обществ. науки и современность. — М.. — № 2. — С.143-156.