В настоящее время интенсивное развитие психологической науки остро ставит необходимость пересмотра, корректировки предмета психологической науки. В ситуации кризиса методологических оснований, на статус реальности, выступающей в качестве предмета психологической науки, претендует понятие «внутренний мир». Внутренний мир человека относится к кругу тех психологических проблем, решение которых затруднено в связи с трудностью выражения всего многообразия субъективной реальности в рамках психологической теории. Исследователь должен быть готов к тому, что проникновение в сущность внутреннего мира человека будет приводить только к увеличению числа трудностей на пути исследователя. Вместе с тем стоит отметить, что теоретический статус понятия «внутренний мир» в настоящее время не является окончательно определенным.
Путь развития психологической науки лежал через анализ и дифференциацию, что привело к ряду негативных последствий, выражающихся в утрате связанности между интрасихическими процессами. Постулирование внутреннего мира определяет системный подход к его изучению и пониманию сущности психического.
При исследовании объектов с позиций системного подхода вопрос о детерминации изучаемой психической реальности не только не снимается, а требует, прежде всего, выделения характеристик той системы в рамках которой она существует. При изучении внутреннего мира личности мы будет иметь дело со сложным диалектическим взаимодействием внешнего и внутереннего.
Таким образом, изучая внутренний мир мы обязаны выйти за ее пределы и обратится к объективному миру. Внешний мир представлен во внутреннем мире личности в образе мира. Построение, которого происходит на основе ментальной репрезентации.
Современное психологическое знание активно оперирует понятием репрезентации (ментальной, когнитивной), определяя ее в качестве определенного аналога традиционной теории отражения с акцентированием внимания на когнитивную ее составляющую. Модель ментальной репрезентации является, в сущности, вариантом разработки проблемы психического отражения, включающей проблему субъективного образа, но делает упор на познавательном аспекте или когнитивной функции психического.
Понятие репрезентация означает «представленность», «изображение», «отображение одного в другом или на другое», то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и себя. Когнитивные (ментальные) структуры — это не копии образцов, а обобщенно-абстрактные репрезентации схемы, включающие возможность не только получения знаний, но и способ их получения. Они являются своего рода внутренними умственными психологическими формами (матрицами, шаблонами, схемами, планами, сетками, моделями), «сковозь которые» или посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя. Это те структуры, с помощью которых человек извлекает информацию, на которых происходит анализ и синтез всех поступающих новых впечатлений и сведений.
В развитии представлений о структурных характеристиках познавательной сферы выделяется несколько этапов, в рамках одного из которых было обозначено наличие особых психических образований-посредников — когнитивных структур, принимающих участие в приеме, преобразовании и хранении информации. Холодная М.А. [ 1 ] предлагает онтологическую теорию, в которой интеллект рассматривается как особая психическая реальность, форму организации ментального опыта, описываемая с позиций трех базовых категорий «Ментальные структуры», «ментальное пространство», «ментальные репрезентации». Таким образом, по мнению М.А. Холодной[ 1 ] именно интеллект участвует в построении ментальных репрезентаций, при этом автор выделяет о построение объективированной репрезентации, отличающейся своей объектной направленностью, определяемой логикой самих вещей, присущих им свойств и отношений, и субъективированной репрезентации, при которой на первый план выходит не логика субъекта.
М.А.Холодная [1] заключает, что построение особого рода репрезентаций происходящего, связанный с воспроизводством объективного знания о мире есть основное назначение интеллекта. Значимой представляется и мысль о том, что специфическая роль интеллекта заключается в том, что интеллект воспроизводит такие субъективные состояния, которые не зависят от характеристик воспринимающего субъекта и являются условием объективации всех аспектов познавательной деятельности. Следовательно, значимая роль интеллекта в организации процесса адаптации сводится преимущественно к восприятию и репрезентации проблемной или актуальной ситуации, при этом у интеллектуально одаренных индивидов эта репрезентация является объективированной, позволяющей получить инвариантное знание.
Итак, интеллект определяет особенности репрезентации предметной действительности во внутреннем мире человека. Если этом тезис принять за верный, то развивая мысль мы приходим к пониманию того, что индивиды с разным уровнем интеллектуального развития будут по разному репрезентировать, т.е иметь субъективные формы видения, понимания, интерпетации происходящего. Таким образом, интеллект, определяющий наряду с другими социальными и ситуативными условиями ментальную репрезентацию событий может рассматриваться как посредник между внешним и внутренним миром человека.
Рассматривая диалектичные отношения между внешним и внутренним миром, стоит отметить, что внутренний мир как любая система стремится к стабильности, однако эта стабильность весьма условна, поступающая из вне информация, переведенная во внутренний план и представленная в виде репрезентации запускает механизмы изменения внутреннего мир. Учитывая то обстоятельство, что у интеллектуально одаренной личности поступающая из вне информация как правило объективирована (по данным Р.Стенберга [2] именно на построение ментальной репрезентации внешнего воздействия у испытуемых, имеющих более высокие показатели интеллекта больше времени тратили на этап кодирования информации чем среднеинтеллектуалы), переструткрурирование внутреннего мира будет в большей степени, определяя динамичности внутренннего мира. В отличии от испытуемых у которых ментальные репрезентации чаще характеризуются объективированной направленностью и задаются логикой системы внутреннего мира.
Таким образом, у интеллектуально одаренного человека, обладающего объективированной репрезентацией, открытого поступающей информации, образы проникают во внутренний мир, чаще запускает изменения во внутреннем мире одаренной личности, определяя его динамичность и гетерохрон- ность его состояния, в то время как субъективированная репрезентация среднеинтеллектуального человека осуществляет функцию адаптера, в этом случае внутренний мир определяет восприятие окружающей действительности и человек «видитто, что хочет видеть». Учитывая, что интеллектуально одаренная личность воспринимает действительность более объективно и открыта поступлению новой информации можно предположить, что требования к перестройке внутреннего мира будут предъявляется в большей степени, следовательно это определяет большую сложность и динамичность внутреннего мира интеллектуально одаренной личности как системы.
Психологические механизмы лежат в области построения на основе ментальных репрезентаций, определяемых интеллектом, особой картины мира, отличающийся большей степенью дифференцированности и объективности, изменчивости, открытости к поступлению субъективно новой информации.
Климонтова Т. А.
Литература
- Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность//Вопросы психологии. — №5, 1990.-с.121-128.
- Stenberg R. Inside intelligence//Amer.Scientist. 1986.74.N2.P137-143.