Психология

Интеллектуальная одаренность и ее психофизиологические детерминанты

В плане изучения физиологических основ одаренности психологами традиционно, в качестве ключевого, рассматривался вопрос соотношения наследственных и социальных факторов в развитии одаренности. Идею наследования интеллекта связывают с работами выдающегося ученого-антрополога Ф. Гальтона. В своем исследовании он пытался доказать тезис наследственной обусловленности интеллектуальной одаренности. Позже некоторые авторы демонстрировали противоположную позицию. Так, например, В. Освальд придерживался взгляда о решающей роли в становлении интеллектуальной одаренности социальных факторов. Родоначальник культурно-исторического подхода в отечественной психологии Л.С. Выготский осуждал любые дуалистические тенденции рассмотрения процесса развития человека.

Известный современный психолог, исследующий интеллект, Г. Айзенк, в явном виде подчеркивает различие между «биологическим», «психометрическим» и «социальным» интеллектом. Он считает, что попытки нахождения физиологических причин заключаются в подтверждении «…врожденных различий в умственных способностях». Или еще: «Недавние исследования … действительно начали идентифицировать эти физиологические механизмы… Они дают наиболее убедительное и современное доказательство правоты генетической модели интеллекта». Здесь мы позволим себе заметить, что подобные утверждения снова склоняют к порочному дуализму мозг – психика (в разновидности развитие – обучение или генетика – среда, о чем мы уже писали во введении к настоящей работе). Все формирующиеся с начала онтогенеза человека мозговые структуры уже с самого начала погружения ребенка в окружающую среду, представляют собой сплав биологического и социального, и этот сплав, в конечном счете, выражается только в форме психофизиологических процессов.

В течение многих лет считалось, что с возрастом мозговые процессы постепенно теряют способность к нейронным перестройкам. Однако современные данные продемонстрировали, что нейронная пластичность возможна и во взрослом состоянии. Исследования, например, показывают, что формирование нейронных структур – это самоорганизованный и самообусловленный процесс, который в равной степени зависит от наследственных, и средовых факторов. В частности, в одной из последних работ английских ученых приводится психофизиологическое исследование памяти лондонских водителей такси. Интересно, что у тех людей, которые имели значительный стаж работы таксистом и, соответственно, очень хорошо ориентировались в расположении и названии улиц, обнаруживались, при томографическом сканировании, большие размеры гиппокампальных структур, чем у остальных.

Признавая значимость вопроса влияния наследственности и среды на формирование ИО, мы все же концентрируем свое внимание на изучении уже имеющихся у человека особенностей психофизиологических процессов. Понятно, что значительные врожденные различия степени развития мозговых структур, описанные, например, в работах не могут быть скомпенсированы средовыми факторами. Однако эти же исследования показывают, что интеллектуальная одаренность не может быть объяснена с позиций равномерного пропорционального развития мозговых структур. Интеллект не может сводиться к определенной мозговой структуре, поскольку она предполагает целый набор характерных индивидуальных особенностей. Значительное врожденное развитие, скажем, первичной зрительной зоны (17 поля по Бродману) или латерального коленчатого тела (ЛКТ) еще не гарантируют формирование высокого интеллекта. Эффективность в достижении результатов определяется характеристиками функциональной системы, которая, в свою очередь, обеспечивается слаженным индивидуальным ансамблем мозговых структур. Как мы уже отметили, современные нейрофизиологические исследования показали, что не имеет смысла прямо связывать с наследственностью развитие тех или иных мозговых структур у взрослого человека. Их формирование происходит постоянно, в течение всей жизни человека.

Таким образом, мы полагаем, что можно на время абстрагироваться от проблемы врожденности-приобретенности, а сосредоточиться на задаче выявления уже сформированных на момент исследования психофизиологических структур с помощью электрофизиологических методов.