Интерес отечественной психологии к феномену одаренности был стабильным. Имевшееся в начале ХХ века первенство в изучении различных аспектов данной проблемы было впоследствии утрачено. Практически полное ее забвение в конце 30-х годов сменилось медленно, но неуклонно возрастающим интересом к этой проблеме в последние десятилетия.
Современный этап развития психологии одаренности начался в 80-е годы и связан с именами Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, А.С. Матюшкина, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова, В.С. Юркевича и др. Богоявленская пишет: «Снятие «железного занавеса» привело к тому, что волна зарубежной научной продукции всех уровней захлестнула наш психологический рынок. Эта волна с методиками и тренингами принесла стоящую за ними концептуальность. Грустно, но ее поспешили эксплуатировать ученые, декларировавшие, но не присвоившие теоретическое богатство собственной науки, или не сумевшие увидеть разницу в одних и других постулатах» [1].
В ответ на запрос практиков и для преодоления некритических заимствований зарубежных теорий одаренности коллективом ученых, возглавляемых академиком РАО В.Д. Шадриковым и профессором Д.Б. Богоявленской, была создана рабочая концепция одаренности. Достоинство «Рабочей концепции одаренности» заключается в выработке единой позиции, единой теоретической базы для решения конкретных задач в работе с одаренными детьми.
Для успешного научного исследования и практического решения проблем одаренности совершенно необходимо тщательное и глубокое изучение теоретических работ таких ученых, как Б.М. Теплое, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Ананьев. Определенным теоретическим путеводителем для практика стала «Рабочая концепция одаренности».
В своем кросскультурном исследовании одаренности мы опирались на ее основные положения. Авторы рабочей концепции одаренности подчеркивают необходимость учета национально-этнических, культурных факторов при изучении одаренных детей.
Нельзя не согласиться с А. Стеценко, которая пишет, что «Культуре придается статус инстанции, задающей критерий одаренности и выстраивающей определенную систему условий для возникновения одаренности…» [2]. Культура оказывает влияние на представление людей об одаренных индивидах. В.H. Дружинин пишет, что «социальное микроокружение личности имеет определенную «модель способности», репрезентированную в групповом сознании, и группа оценивает способности личности в терминах этой модели, влияя как на проявление, так и на развитие способностей личности» [3]. Это высказывание фактически содержит представление о психологическом механизме развития способностей, одаренности в условиях разных социокультурных пространств.
Сложность проблем конца XXI века в различных сферах культуры, самой жизни человека бросает вызов его интеллектуальным ресурсам. Однако характер этих проблем таков, что их решение требует личностной зрелости (духовности). И поэтому обеспечение личностного роста (духовное развитие), а не только обучение различным предметам должно быть в центре внимания исследователей и практиков, занимающихся с одаренными детьми.
По нашему мнению, понятие одаренности имеет исторический аспект, зависит от точки зрения, образа жизни, требований общества к одаренным людям. Например, среди пещерных людей одаренным, вероятно, считался мальчик, подававший надежды стать хорошим охотником. В Древней Греции одаренным считали ребенка, способного логически мыслить, ясно говорить, а также обладавшего атлетическими способностями. В условиях современной цивилизации в связи с кризисом личности, развитием технократического мышления возникает необходимость противостоять негативным явлениям в обществе. В настоящее время критерии одаренности претерпели изменение. На передний план выдвигаются те качества одаренной личности, которые обеспечат ей возможность наилучшим образом способствовать сохранению человечества, устранению нависших над ним катастроф (типа экологических), которые ставят под угрозу существование человечества. Очевидно одним из основных требований общества к одаренным людям, призванным решать возникшие проблемы, является развитая духовность.
Следует отметить, что существуют отличия научных подходов в отечественной и зарубежной психологии к проблеме одаренности. Российская психология стремится к разработке фундаментальной теории одаренности, в то время как западная изучает одаренность преимущественно с прагматической позиции.
Для изучения культурно-психологических факторов одаренности мы использовали кросскультурный метод.
Наше исследование одаренности начиналось в русле традиционных для зарубежной психологии, а также принятых в последнее время в отечественной психологии подходов и представлений об одаренности как о системе, включающей три основных компонента: интеллект, креативность, мотивацию к достижениям. Эта модель кажется вполне логичной и удобной в проведении исследований и практической работе с одаренными детьми. Она была разработана американскими психологами.
Скоро, однако, мы убедились, что в этой модели отсутствует главное, что составляет основу одаренности в российской культуре – духовность. К этому выводу нас привели результаты кросскультурных исследований российских и американских студентов, а также изучение истории отечественной культуры, философии и этнопсихологии. Некоторые ученые, в том числе Г.В. Акопов, указывают, что «ментальные особенности россиян пока еще не нашли своего отражения в понимании одаренности как психологического феномена» [4]. Это позволило нам представить одаренность как систему, включающую такие структурные компоненты как интеллект, креативность и духовность как высший уровень развития личности.
В своем исследовании мы опирались на высказывание В.Д. Шадрикова о том, что изучать духовность можно через систему ценностных ориентаций [5]. Нами использовался тест на выявление ценностных ориентаций М. Рокича. В Америке исследование было проведено в Питтсбургском университете, штат Пенсильвания. Российская выборка была представлена студентами иркутских вузов и студентами МГУ. Общее количество обследованных составило 200 человек.
В процессе проведенного кросскультурного исследования были выявлены отличия российских и американских студентов в ценностно-смысловой сфере. Исследования терминальных ценностей показали, что такие общечеловеческие ценности как любовь, здоровье, друзья независимо от культуры занимают первые места, как в американской, так и в российской выборке на шкале ценностей. Существенные отличия выявились в отношении к ценности «удовольствие» в двух молодежных выборках. В ответах американских студентов на четвертом месте находится ценность «удовольствие». В российской выборке эта ценность занимает шестнадцатое место. Американцы открыто заявляют, что развлечения составляют важную часть их жизни. Принцип удовольствия достигает наибольшего размаха в молодежной культуре.
Анализ инструментальных ценностей показал, что такие ценности как «честность», «независимость» у русских и американских студентов находятся на первом-третьем местах. Отличия выявились в отношении ценности «высокие запросы» (высокий жизненный стандарт). У американцев эта ценность занимает четвертое место, у русских – шестнадцатое место. Приоритет ценности «высокий жизненный стандарт» у американских студентов отражает американскую мечту – «понятие о таком обществе, в котором участь обыкновенного человека будет облегчена, а его жизнь обогащена и облагорожена». В противовес американским студентам у русских достаточно высока «ориентация на образованность» (занимает первое место среди инструментальных ценностей). Ценности личности отражают ценности культуры. Среди американских ценностей выделяются внешние ценности – это деньги, престиж, власть; среди российских ценностей преобладают внутренние ценности (духовно-нравственные). Цели, к которым стремятся американские студенты, в основном следующие: делать деньги и быть счастливыми, преуспевать, разбогатеть, чувствовать себя комфортно, наслаждаться жизнью. Российские студенты о жизненных целях пишут: «Постараться устроить свою жизнь так, чтобы люди, окружающие меня, помнили обо мне как можно больше хорошего и доброго», «Прожить жизнь достойно, стать действительно хорошим специалистом», «Создать в России правовое государство». Ответы на вопрос «Что бы ты сделал, если бы все мог?» дают дополнительный материал о характере ценностей и целей у представителей разных культур. Американские студенты пишут: «Я бы завоевал мир», «Побывал бы на Луне», «Я был бы маршалом», «Стал бы разведчиком», «Отправился бы в плавание», «Закончил бы вуз за неделю», «Был бы супер». Российские указывают: «Я бы сделал каждого человека личностью», «Ввел бы баланс между потребляемыми ресурсами природы и способностью их восстановить, а также устранил бы многие неизлечимые заболевания», «Сделал бы людей счастливыми, мудрыми, чтобы они не разрушали природу», «Создала бы здоровую обстановку в стране», «Изменила бы мир». Как видно из приведенных ответов, желания американских студентов направлены на себя, на свое благополучие, российских студентов – на других людей, на общество в целом. В этом отражается индивидуализм и практицизм американцев и коллективизм и иррационализм русских. Направленность на других является отражением русской духовности. Это связано с русским космизмом – рефлексией органичной сопричастности человека природе, миру и отличает превосходство русских в глубину – углубление в человека. «Русская душа – высшая самоценная душа мира человеческого», – писали русские философы. В.В. Розанов отмечал: «Бог дал мне таланты, но это другое. Более страшный вопрос. Был ли я хороший человек?»
Материалы исследования позволяют говорить о психологических отличиях американских и российских студентов, связанных с особенностями культуры. В значительной степени это касается характера жизненных целей, ценностей, идеалов, особенностей самосознания студентов. В американской культуре ценности внешние – быстрое обогащение, деньги, престиж, власть. В российской культуре – внутренние, духовные. И это нашло отражение в структуре ценностей одаренных американских и российских студентов.
Л.И. Ларионова
Литература
- Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997.
- Стеценко А. Социокультурная парадигма в изучении одаренности: недостающие звенья Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 315–327.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. – М., 2001.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. – М., 1999.