Одаренные и талантливые люди необходимы человеческому обществу во все времена, и особенно во времена политических, экономических и социальных перемен. Поэтому в современной России проблема выявления, поддержки и реализации потенциала одаренной личности приобретает особую значимость.
Семья, как совокупность лиц, связанных человеческими отношениями, является в то же время институтом, осуществляющим определенные социальные функции. В области духовной жизни самой важной функцией семьи является воспитание детей.
Родители — главный источник развития одаренного ребенка, потому что именно они наиболее восприимчивы к его нуждам и озабочены его будущим. Они должны осознавать, что современному обществу необходимы умные дети — те, чьи способности, если они получат возможность развиться, могут принести огромную пользу в самых разнообразных областях.
Семья может развить или уничтожить творческий потенциал ребенка, способствовать или препятствовать интеллектуальному развитию одаренных детей. Самые разные исследования подтверждают, что наибольшему росту личности способствует установка родителей на принятие ребенка, на демократические отношения с ним. В то время как дети родителей с такими установками обнаруживают ускоренное интеллектуальное развитие, оригинальность, эмоциональную уверенность и хороший самоконтроль, дети авторитарных родителей, отказывающих им в принятии, как правило, бывают эмоционально нестабильными, непослушными, агрессивными и задиристыми. Наиболее патогенным оказывается воздействие неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития — потребность в автономии, уважении самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейному «мы»).
Нарушенный стиль детско-родительских отношений влечет за собой риск возникновения аномалий в развитии личности одаренного ребенка, особенно в подростковом возрасте. Поэтому влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет жизненный путь одаренных подростков.
Существует некоторое противоречие между востребованностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях для родителей одаренных подростков с разным стилем семейного воспитания и недостаточной разработанностью в научной литературе.
Существующее противоречие побудило к выбору темы данного исследования «Интеллектуальное развитие одаренных детей и его особенности в семьях с разным стилем семейного воспитания».
- Процесс интеллектуального развития детей подросткового возраста очень сложный процесс, на который влияют как внешние, так и внутренние факторы. Одним из таких факторов является семейное окружение ребенка. Семья может развить или уничтожить творческий потенциал ребенка, способствовать или препятствовать интеллектуальному развитию одаренных детей.
- Существуют особенности интеллектуального развития одаренных детей подросткового возраста в семьях с разным стилем семейного воспитания.
- Семья с демократическим отношением к ребенку, с установкой родителей на его принятие способствует ускоренному интеллектуальному развитию подростка и высокому уровню дивергентного мышления. А нарушенные стили семейного воспитания, такие как потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение и жестокое обращение препятствует интеллектуальному развитию одаренных детей подросткового возраста.
Для получения эмпирической информации нами использовались «Культурно-независимый тест интеллекта» Р.Кеттелла, «Модифицированные креативные тесты Ф.Вильямса», адаптированные Е.Е.Ту- ник, опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR), методика Э.Г.Эйдемил- лера, В.В.Юстицкого «Анализ семейного воспитания» (АСВ).
В данном исследовании принимало участие 72 обучающихся подросткового возраста (35 мальчиков и 37 девочек) МОУ гимназии № 3 г. Иркутска. Средний возраст детей на момент обследования составил 12,5 лет.
В экспериментальную группу из всего количества обследованных были отобраны школьники подросткового возраста с коэффициентом интеллекта от 120 и выше в количестве 26 человек (13 мальчиков и 13 девочек).
В исследовании также принимали участие родители одаренных подростков в количестве 26 человек (17 матерей и 9 отцов). Средний возраст родителей на момент обследования составил 34 года. Всего в исследовании принимало участие 98 человек.
Поскольку число одаренных невелико, мы не имели возможности уровнять выборку по таким показателям, как количество детей в семье, порядок рождения, участие бабушек и дедушек, возраст родителей и другим. Вместе с тем указанные условия могут оказывать достаточное воздействие на личность ребенка, обнаруженное во многих исследованиях.
Заметим, что подобные исследования не только очень трудоемки, но и весьма непросты с точки зрения организации: семья — очень закрытая система. Не все хотят, чтобы их семейные проблемы стали достоянием третьих лиц. Взрослые иногда соглашаются на тестирование с большой неохотой, поэтому от психолога, проводящего подобную работу, требуется мудрость, такт и умение общаться с людьми.
Одной из первоначальных задач исследования явилось выявление и отбор одаренных детей в экспериментальную группу помощью «Культурно-независимого теста интеллекта» Р.Кеттелла. В результате исследования интеллектуального уровня детей подросткового возраста получены следующие результаты.
Высокий уровень интеллектуального развития выявляется у 26 человек, что составляет 39 % опрошенных детей, при этом средний уровень интеллектуального развития отмечается 61 % исследуемых детей.
Анализ проведенного эмпирического исследования показал, что в семьях одаренных детей проявляется позитивный интерес к детям, как со стороны отца, так и со стороны матери. Это является очень важной характеристикой семейного воспитания, так как говорит о психологическом принятии детей родителями.
Вместе с тем, как показали результаты, полученные по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR — сокращенно, подростки о родителях), среди исследованных семей нет ни одной, где бы дети не отметили факт нарушенных семейных отношений с родителями в виде гиперопеки, директивного характера отношений, эмоционального отвержения или непоследовательности родительского воспитания.
Сопоставление оценки семейного воспитания, данной родителями и детьми, показало, что родители в меньшей степени, чем дети, указывают на нарушенный характер отношений, то есть родители как бы не замечают авторитарный стиль своего воспитания, гиперопеку.
Можно предположить, что выявленные особенности семейного воспитания будут затруднять процесс становления личности одаренного ребенка, развития его интеллектуального и творческого потенциала.
Статистические методы обработки данных нашего исследования включали корреляционный анализ с использованием критерия Крускала-Уоллиса для оценки множественного сравнения.
В исследовании были сделаны сравнения по показателям интеллектуального развития и дивергентного (креативного) мышления, выявленных по данным «Культурно-независимого теста интеллекта» Р.Кеттелла, «Модифицированных креативных тестов Ф.Вильямса», адаптированные Е.Е.Туник, в изучаемой выборке одаренных детей-подростков с различным стилем семейного воспитания.
Существование статистически значимых различий по показателям интеллектуального развития и дивергентного (креативного) мышления у одаренных детей подросткового возраста с различным стилем семейного воспитания выявлено по таким показателям, как «IQ — (интеллект)», «Оригинальность» и «Название».
Выявление статистически достоверного различия по шкале «IQ (интеллект)» говорит о том, что одаренные подростки, воспитывающиеся в семьях с разным стилем семейного воспитания, имеют существенные различия по показателям интеллекта. При этом подростки, воспитывающиеся семьях, где преобладают такие стили воспитания как гиперпротекция и гипопротекция имеют уровень интеллекта ниже, чем подростки, воспитывающиеся в семьях с другим стилем семейного воспитания, а именно, где преобладает позитивный интерес к детям, проявляется их безусловное принятие и демократическое отношение к одаренным детям-подросткам.
Выявление статистически достоверного различия по шкале «Оригинальность» свидетельствует о том, что для одаренных подростков с таким стилем семейного воспитания как позитивный интерес и безусловное принятие ребенка родителями характерны следующие характеристики дивергентного (креативного) мышления: оригинальность, нестандартность, нешаблонность и гибкость при выполнении творческих заданий. Одаренным детям, воспитывающимся в семьях с нарушенными стилями семейного воспитания менее свойственна данная характеристика креативного мышления.
Выявление статистически достоверного различия по шкале «Название» говорит о том, что для одаренных подростков с таким стилем семейного воспитания как позитивный интерес и безусловное принятие ребенка родителями характерны следующие характеристики дивергентного (креативного) мышления как богатство словарного запаса, высокая способность к образной передаче сути выполняемого задания. Потаким шкалам как «Беглость», «Гибкость», «Разработанность» статистически достоверных различий выявлено не было.
Итак, полученные данные в результате статистического анализа свидетельствуют о том, что стиль семейного воспитания влияет на особенности интеллектуального развития одаренных детей подросткового возраста.
Следовательно, гипотеза нашего исследования эмпирически доказана и статистически подтверждена.
Проведенное диссертационное исследование не исчерпывает всей сложности проблемы интеллектуальной одаренности, а ставит целый ряд проблем, как научного, так и практического плана, связанных с особенностями воспитания одаренных детей подросткового возраста.
Ян Е.Ю.
Литература
- Белова Е.С.; Ищенко И.П. Исследование одаренности в дошкольном возрасте. // Школа здоровья. — 1995. — № 3. — С. 21-
- Белова Е.С.; Ищенко И.П. Одаренный ребенок. Что могут сделать для него родители? // Дошкольное воспитание. — 1992. — № 7-8. — С. 26-31.
- Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? // Семья и школа. — 1990. — № 6.
- Попова Л.В. Кисленко В.Я. Представления родителей о будущем одаренных девочек и мальчиков. В сб. Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. — М.: Прометей, 2000. — С. 359-370.
- Peterson, D.C. (1997) / The Heterogeneously Gifted Family. 21 (3), 396-4
- Hackney, H. (1981). The Gifted Child, The Family, and The School. Gifted Child Quarterly, 25 (2), 51- 54.
- Одаренные дети: Пер. с англ. \ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.- 376 с.
8. Сибгатуллина И.Ф. Синдром социальной диссинхронии одаренных детей // Прикладная психология.