учет и аудит

Инвестиционная привлекательность Иркутской области

Глобальная рыночная экономика, полноправным участником которой постепенно становится Россия, ставит перед нами ряд новых условий. Это, прежде всего, ужесточившаяся международная конкуренция, мобильность труда и капитала, жесткие экологические ограничения. По признанию экспертов, в условиях глобализации экономики роль регионов и отдельных территорий не только не снижается, но, наоборот, увеличивается. При этом выигрывает тот, кто создает наиболее благоприятные условия ведения бизнеса.

Мощный ресурсный, энергопромышленный и научно-образовательный потенциал делает Иркутскую область весьма привлекательной в инвестиционном плане. По итогам 2003 г. объем иностранных инвестиций в экономику области составил 111,2 млн. долл. США, в т.ч. объем прямых иностранных инвестиций составил 26,1 млн. долл. США. Основные страны-инвесторы – Великобритания, Кипр и Нидерланды (60 % от общего объема).

Повышение инвестиционной привлекательности региона стало результатом целенаправленной работы администрации области. Краеугольным камнем этой работы стало принятие в 2002 г. Закона области «Об областной государственной инвестиционной политике и стимулировании инвестиционной деятельности», заложившим приоритеты инвестиционной политики, механизмы поддержки и защиты инвесторов. В развитие данного закона был принят ряд нормативных документов, регулирующих порядок оказания областной государственной поддержки инвестиционной деятельности в виде бюджетных кредитов, государственных гарантий, субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам банков. Господдержка оказывается по отношению к проектам, включенным в Перечень приоритетных по социально-экономическим критериям инвестиционных проектов области.

Для создания механизмов снижения кредитного риска, а также преодоления препятствий на пути расширения финансирования промышленного сектора экономики за счет средств банковского капитала, при губернаторе области создан координационный Банковский Совет.

Возросшая инвестиционная привлекательность региона способствовала развитию интеграционных связей с зарубежными партнерами, итогом которых стали совместная разработка и реализация ряда стратегически важных инвестиционных проектов. Большая часть проектов связана с разработкой природных ресурсов региона. Наиболее тесно мы сотрудничаем с Китайской народной республикой, Японией и Республикой Корея, давние традиции связывают нас с Германией и США. В последнее время активно развиваются взаимоотношения с Великобританией и Италией.

Наиболее перспективными и представляющими интерес с точки зрения инвестиций являются проекты по развитию топливно-энергетического комплекса региона. В качестве приоритетных энергетических проектов области выделяются газификация области на основе Ковыктинского газоконденсатного и прилегающих к нему месторождений, освоение нефтяных месторождений Северо-востока области и экспорт электроэнергии в Китай.

Можно ответственно заявить, что ресурсов газа вполне достаточно и для внутригазового, и для международного проектов. Наиболее продвинутым проектом является проект по газификации Иркутской области, разработанный совместным российско-британским предприятием. Ковыктинское газоконденсатное месторождение является одним из крупнейших в мире и содержит около 1,5 трлн. м3 извлекаемых запасов газа с возможностью ежегодной добычи в размере более 40 млрд. м3 в год. В настоящий момент планируется использовать газ по трем основным направлениям: в качестве сырья для химической промышленности, как энергетическое сырье в энергоемких производствах, а также для нужд теплоэнергетики.

Общий объем потребления газа в области может составить более 2 млрд. м3 ежегодно, остальная часть будет экспортироваться в страны АТР. Реализация проекта позволит создать дополнительно 800 рабочих мест непосредственно для реализации проекта и порядка 4 тысяч в смежных производствах. Планируемый уровень налоговых поступлений составит в среднем 1,4 млрд. руб. в год, в том числе порядка 300 млн. руб. останутся на территории области.

Но, несмотря на то, что о разработке Ковыктинского месторождения заговорили уже более 10 лет назад, данный проект до сих пор не вошел в плановый механизм реализации. До сих пор не преодолены сдерживающие проект препятствия. Для успешной его реализации необходима государственная поддержка в виде заключения межправительственных соглашений о поставках нефти и газа в Китай и Республику Корею, предоставления налоговых послаблений, стимулирования развития химических производств. Кроме того, необходимо завершить работу по согласованию международного ТЭО Ковыктинского проекта всеми государственными органами по определению условий поставок газа и режима налогообложения.

Большое значение для экономики региона имеет реализация проекта передачи электроэнергии из Иркутской области в Китай. В его основе лежит возможность экспорта в КНР дополнительно производимой и избыточной электроэнергии, производимой ОАО «Иркутскэнерго», в размере свыше 20 млрд. кВт-час в год. Обсуждаемый проект предполагает строительство высоковольтной ЛЭП постоянного тока протяженностью 2600 км и поставку в Китай до 18 млрд. кВт-час в год без ущерба для внутрироссийского потребления. Период эксплуатации ЛЭП должен составить не менее 25 лет. Прежде реализация проекта была приостановлена по причине резкого снижения в Китае объемов промышленного энергоемкого производства продукции и, следовательно, уменьшения потребления энергии. Однако как китайская, так и наша сторона высоко оценивают данный проект, и он может быть реализован в ближайшее время. Сейчас острота проблемы возникла вновь, китайским руководством принимается политическое решение, российской же стороне предстоит отработать процедуры согласования цены, условий производства и передачи электроэнергии.

Нужно отметить, что в результате реформирования электроэнергетики, ОАО «Иркутскэнерго» получит возможность экспортировать электроэнергию в Монголию.

Наконец, перспективным проектом в сфере развития нефтегазового комплекса является добыча и транспортировка нефти с Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения. Суммарные запасы нефти на месторождении оцениваются в 160–200 млн. тонн при возможности ежегодной добычи в 10 млн. тонн. Суровые климатические условия, неразвитость инфраструктуры делают самостоятельную реализацию проекта нерентабельной. Достаточно ясно, что в рамках этого же проекта целесообразно вести добычу нефти также на Талаканском (Республика Саха) и Юрубченско-Тохомской зоне (Красноярский край) с дальнейшей поставкой сырья на экспорт. Объединив запасы нефти нескольких регионов, можно будет довести объем добычи до 50–80 млн. тонн в год. Существует заинтересованность со стороны японских и китайских партнеров в скорейшей реализации данного проекта. Только за последние несколько месяцев в Приангарье побывало две крупных делегации японских бизнесменов под эгидой Мичиноку банка. Для его практического осуществления необходимо сформировать четкую позицию на государственном уровне относительно строительства нефтепровода, в кратчайшие сроки урегулировать нормативно-правовые условия, сформировать позицию по направлениям поставок, объемам, стоимости, налоговым режимам.

Администрация области приложила максимум усилий для формирования современной базы цветной металлургии. В этом направлении в Иркутской области стратегически важным проектом является разработка золоторудного месторождения Сухой Лог. Его освоение, при стоимости годовой товарной продукции 300 млн. долларов США, обеспечивает интегральный годовой доход бюджета в объеме до 70 млн. долларов США и рост объема золотодобычи с 15–16 до 45 тонн в год. За счет освоения Сухоложского золоторудного месторождения прирост валового регионального продукта (и валового внутреннего продукта страны) составит 12,3 млрд. руб. Между тем, в течение уже трех лет Минприроды РФ никак не примет решение о проведении конкурса или аукциона по передаче лицензии на разработку месторождения.

Иркутская область занимает второе место по объему лесных ресурсов. В настоящий момент доля продукции глубокой степени переработки в общем объеме экспорта продукции лесного комплекса невелика. Вместе с тем, на территории области произрастают северные породы хвойных деревьев, древесина которых имеет большое промышленное значение. Пиломатериалы, произведенные из такой древесины, характеризуются высоким качеством и широко используются в качестве строительных и отделочных материалов, и особенно, для производства мебели.

Традиционно сибирская древесина высоко ценится в Японии и Китае. В настоящее время именно в лесном комплексе Иркутской области работают два совместных японо-российских предприятия СП «Игирма-Тайрику» и «ТМ-Байкал».

Кроме того, качество сибирской древесины было высоко оценено и такой крупнейшей в мире компанией по производству мебели как IKEA. В октябре 2003 г. компания открыла в г. Иркутске офис по закупке компонентов мебели производства иркутских фирм. Компания также планирует рассмотреть для себя вопрос строительства собственного завода на территории Иркутской области. Аналогичные проекты прорабатывают малазийские (в частности «Римбунан Хиджау Групп») и вьетнамские фирмы.

Однако существенным ограничением в развитии лесопромышленного комплекса является недостаток инвестиций в виде современных технологий и оборудования. Поэтому политика Администрации Иркутской области в лесном комплексе направлена на поддержку серьезных инвесторов, которые хотят организовать на территории области предприятия по заготовке и глубокой переработке леса. Такие компании имеют возможность получения лесосырьевой базы в долгосрочную аренду на 49 лет.

Ресурсный потенциал Иркутской области может стать серьезным подспорьем в части обеспечения экономической безопасности России, повышения благосостояния ее жителей. Однако реализация проектов по освоению минерально-сырьевой базы затрудняется в настоящее время несовершенством существующего порядка недропользования, что существенно затягивает процедуру вовлечения стратегически важных месторождений в хозяйственный оборот.

Другим серьезным ограничительным фактором в освоении ресурсов является неразвитость инфраструктуры. В первую очередь, это касается северных и восточных районов области, где и расположены основные минерально-сырьевые ресурсы.

Развитие внутренней транспортной сети целесообразно осуществлять в рамках реализации общегосударственной стратегии развития транспорта в Сибири и на Дальнем Востоке. Это связано с тем, что продвижение обозначенных проектов в значительной мере увеличит нагрузку на существующую межрегиональную инфраструктуру – Транссибирскую и Байкало-Амурскую железнодорожные магистрали.

Иркутская область заинтересована в реализации проекта строительства трансконтинентальной железнодорожной магистрали по маршруту: Южная Корея – Северная Корея – Китай – Россия – Европа, который мог бы послужить хорошим стимулом для развития оптимальных транспортных схем в международной торговле.

Важным инфраструктурным проектом для региона, имеющим также и общегосударственное значение, является строительство нового моста через р. Ангару в г. Иркутске. Необходимость строительства моста обусловлена огромным транзитным грузо- и пассажиропотоком, который с вводом в эксплуатацию участка федеральной автодороги «Амур» и открытием сообщения Москва – Владивосток обещает только увеличиться. Городская инфраструктура принять это увеличение нагрузки неспособна. В то же время, собственных ресурсов у города и области явно недостаточно для того, чтобы закончить строительство в разумные сроки и обеспечить нормальное движение автотранспорта по данной транспортной артерии.

Несмотря на явное государственное значение этой магистрали, с прошлого года было приостановлено финансирование строительства моста за счет средств федерального бюджета. Но, федеральные министерства должны еще раз вернуться к этому достаточно важному вопросу и придать данному объекту полноправный федеральный статус.

Экономический потенциал области не ограничивается минерально-сырьевым потенциалом. Создаются перспективы для международного сотрудничества в сфере строительства. Стабильно растущий уровень доходов (в среднем на 6–7 % в год) населения области определяет рост платежеспособного спроса на жилье, выраженного в постоянном росте цен в среднем на 20–25 % в год. Следует отметить, что в г. Иркутске есть примеры удачного опыта строительства с привлечением иностранного капитала. Так югославской фирмой был построен бизнес-центр, гостиничный комплекс и сеть ресторанов.

Осуществляется строительство горнолыжной трассы недалеко от Иркутска с привлечением капитала австрийских партнеров, которыми уже открыта в Иркутске сеть кафе. Американские и турецкие компании прорабатывают варианты строительства в Иркутской области жилья с последующей его реализацией через систему ипотеки.

К сожалению, на всей территории Сибири и Дальнего востока отсутствуют предприятия по производству отделочных материалов на основе гипса. А это важнейшая составляющая современной строительной индустрии. Строительный комплекс нашего региона задыхается без собственных качественных, но в то же время недорогих, стройматериалах. В то же время, богатые запасы гипса Иркутской области (в объеме 1 млн. т) привлекают внимание иностранных инвесторов. Активный интерес по реализации совместного проекта по производству гипсокартоновых плит мощностью до 24 млн. м2/год и сухих строительных смесей мощностью до 50 тыс. м3/год начала проявлять немецкая фирма «КНАУФ» еще с 1998 г. Для продвижения данного проекта администрация области в 1999 г. оказала содействие в создании в г. Иркутске немецкого информационного центра. А в течение прошлого года представители фирмы побывали на всех шести предложенных им в регионе промышленных площадках для строительства завода. Хочется верить, что намеченная на 2004–2006 гг. реализация этого проекта станет ярким примером удачного слияния зарубежных технологий, инвестиций и богатого отечественного ресурсного, а так же человеческого капиталов.

Понятно одно – необходимо обеспечить защиту интересов России в переговорах с потенциальными потребителями, обеспечить развитие сопутствующих производств, соблюсти все экологические требования.

А.А. Занин