Экология и окружающая среда

Использование модели экологического бюджета в задачах управления природными ресурсами на примере Хилокского района Читинской области

В мае 1994 года на конференции по развитию городов в г. Олборге (Дания) была принята хартия европейских городов и общин на пути к устойчивому развитию – коротко «Олборгская Хартия». Она стала одной из первых инициатив по разработке и внедрению долгосрочных программ действий для достижения целей устойчивого развития на местном уровне, которые получили название Местной Повестки дня 21. В соответствии с Олборгской Хартией, местные лидеры согласились разрабатывать инструменты и методы, предназначенные для управления на местном уровне в направлении к устойчивости. Одним из инструментов такого управления является экологический бюджет.

Концепция экологического бюджета была разработана и внедрена в практику в Германии Международным Советом местных природоохранных инициатив. Она развивалась по аналогии с муниципальным финансовым бюджетом. Управлению природными ресурсами и экологическими функциями придается такое же значение, как и управлению финансовыми ресурсами. Принцип финансовой эффективности сравним с принципом экологической эффективности. Как природные, так и финансовые ресурсы должны использоваться максимально эффективно. Превышение экологического бюджета расценивается как экологический долг, который останется будущим поколениям. Более существенным практическим сходством финансового и экологического бюджетов является циклический принцип. В экологическом бюджете это так называемый бюджетный цикл (составление бюджета, исполнение бюджета, баланс экологического бюджета).

На стадии составления экологического бюджета происходит определение предполагаемой потребности в природных ресурсах. Таким образом, определяются «экологические расходы» (экологические пассивы), составляется проект экологического бюджета, который утверждается законодательно.

На стадии исполнения экологического бюджета осуществляется распределение задач, планирование мероприятий, контроль за их исполнением и достижением поставленных целей. На основе индикаторов для каждого ресурса заводится отдельный счет, представленный в физических единицах. Это дает возможность увидеть, соблюдаются ли бюджетные назначения.

На третьей стадии бюджетного цикла – баланс экологического бюджета – проверяется реальное исполнение экологического бюджета. После окончания бюджетного года составляется бюджетный баланс для отдельных экологических счетов. Более подробно концепция экологического бюджета представлена [1, 5].

Хилокский район Читинской области входит в буферную зону Байкальской природной территории, характеризуется наличием больших запасов лесных ресурсов, богатым разнообразием флоры и фауны. Экосистемы данной территории выполняют важнейшие средообразующие функции, поэтому экологическое благополучие территории имеет огромное значение.

В 2001–2002 гг. Забайкальским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЗабУГМС) были проведены исследования воздушного бассейна и поверхностных вод в бассейне р. Хилок. Воздушный бассейн города загрязнен в основном пылью, диоксидом азота и фенолом [3]. Содержание этих веществ превышало ПДК в 1,3–1,5 раза. Соответственно в качестве индикаторов, отражающих состояние воздуха в Хилокском районе, могут выступать следующие показатели:

  • Количество дней в году с содержанием пыли в атмосфере > 0,15 мг/м3;
  • Количество дней в году с содержанием диоксида азота (NO2) в атмосфере > 0,04 мг/м3;
  • Количество дней в году с содержанием фенола в атмосфере > 0,003 мг/м3.

Указанные предельные значения содержания загрязняющих веществ в атмосфере соответствует среднесуточной предельно допустимой концентрации для данных веществ.

Результаты исследований поверхностных вод показали что, несмотря на общий спад хозяйственной деятельности, воды р. Хилок устойчиво являются умеренно-загрязненными (III класс качества воды) [3]. Индикатором, отражающим состояние поверхностных вод территории, может выступать

  • Протяженность рек (км) в с качеством воды II класса (чистые воды) и лучше.

Очень остро в Хилокском районе стоит проблема качества питьевой воды. Удельный вес проб воды из водоемов I категории, не соответствующих гигиеническим нормативам, составил в 2003 г. 20,9 %., под воздействием воды, содержащей высокие концентрации нитратов, находились 1201 человек [2]. Для ресурса подземные воды может использоваться индикатор

  • Удельный вес проб питьевой воды, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям (%).

В районе остро стоит проблема захламленности земель несанкционированными свалками. По данным за 2003 г. из 63 свалок твердых бытовых отходов, 40 являются несанкционированными. Насколько рационально используются земельные ресурсы показывает индикатор

  • Площадь земель, занятых под несанкционированные свалки (га).

Около 79 % территории Хилокского района покрыто лесом. Наибольшее негативное воздействие на состояние лесных ресурсов оказывают лесные пожары. В 2003 г. леса района оказались в зоне катастрофического воздействия лесных пожаров, в результате чего был нанесен крупный ущерб сохранности ландшафтов, животного мира, а также экономике и здоровью населения. Пик заболеваемости общего населения и детей болезнями органов дыхания [4] приходится на 2003 год (рис. 1). Это может быть связано с большими концентрациями загрязняющих веществ, выделяющихся при горении в окружающую среду. Ресурс климатическая устойчивость может быть отражен индикатором.

Заболеваемость населения болезнями органов дыхания

Рис. 1. Заболеваемость населения болезнями органов дыханияв Читинской области

  • Выбросы CO2, т/год.

Данный индикатор должен учитывать не только эмиссии СО2 от лесных пожаров, но также промышленности и автотранспорта. Для оптимального выбора индикаторов, а также их эффективного использования, необходимо принимать во внимание местные территориальные особенности. Предложенные индикаторы могут дополняться и корректироваться в зависимости от актуальности экологической ситуации в районе и приоритетности решения поставленных задач.

И.А.Забелина

Литература

  1. Экологические индикаторы качества роста региональной экономики / Под ред. И.П. Глазыриной, И.М. Потравного. – М.: НИА. – Природа, 2006.
  2. Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в Читинской области в 2003 г.
  3. Содержательный отчет по Соглашению о целевом безвозмездном финансировании № СО0003-S4 от 03.07.2001 г, проект «Оценка уровней загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод в бассейне р. Хилок».
  4. Читинская область в цифрах. Статистический ежегодник: стат. сб. / Облкомстат. – Чита, 2004.
  5. Robrecht , Erdmenger C., Otto-Zimmernan K., Vay B. Handbuch ÖkoBudget: von der lokalen Agenda 21 zum zukunftsbeständigen Stadtmanagement; Methode und Verfahren der kommunalen Naturhaushaltswirtschaft. – Hrsg.: Internationaler Rat für Kommunale Umweltinitiativen. – ICLEI. – Stuttgart. – 2001.