Психология

Использование садовой терапии в психологической работе с различными категориями населения

Современная цивилизация и НТП привели человека к нарушению равновесия между различными системами планеты. Сегодня мы можем констатировать наличие кризисов как в жизни отдельного человека, жизни всего человечества, так и в природе окружающей человека.

Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать в каждом отдельном человеке лишь при определенных биологических условиях, куда входят и требования к содержанию кислорода в крови и обеспечению питания мозга, и необходимость для успешной жизнедеятельности солнечных излучений, и согласованная работа отделов нервной системы и многое, многое другое. Существует огромное количество этих параметров и звеньев нашего телесного существования, живое содружество которых обеспечивает «на выходе» необходимые для протекания психических процессов условия. В норме все системы находятся в динамическом внутреннем равновесии, создавая относительное постоянство диапазона условий, нужного для продуктивной работы психического аппарата. Степень здоровья организма определяется запасом прочности, стойкости в отношении пагубных влияний, т.е. тем, насколько легко и надежно защитные силы гасят, компенсируют эти влияния, не допуская искажения условий работы психики.

Поэтому, как показывают в своих исследованиях Б.Ф. Ломов, Б.С. Братусь и др. психическое всегда действует, протекает, развертывается в рамках определенных биологических (физиологических, орга- низмических) условий, в которых разыгрывается драма психической жизни. Соматическое, психофизиологическое здоровье есть постоянство и оптимум этих условий; болезнь есть большее или меньшее их искажение. Серьезное нарушение внутреннего равновесия изменяет характер протекания психических функций, тем самым, так или иначе, влияя на эти функции. Однако сами по себе эти условия, сколь бы узкими и ограниченными они ни были, не формируют психики, не наполняют ее содержанием и смыслом. Они, составляют класс условий, в которых развертывается собственно психологический процесс — процесс формирования аномалий личности.

Опираясь на эти выводы, мы приходим к тому, что возвращение человека к природе, к взаимодействию с ней может помочь человеку улучшить чувствительность нашего организма к текущему времени, к важнейшим ритмам природы, создать биологические условия, обеспечивающие сбалансированность всех механизмов функционирующих в нашем теле.

Опираясь на универсальный для отечественной науки принцип системности, являющийся общим для различных природных форм бытия, в том числе для планеты и для человека, мы оперируем понятием экосистема, которая рассматривает человека как живое существо, рожденное в лоне естественной природы среди цветов и растений, среди животных и насекомых, на планете подчиняемой законам солнечной системы. Следовательно, человек не может существовать вне этой системы или в искусственной среде созданной цивилизацией для ее замены. Человеку необходимо быть ее частью, отзерка- ливать, отражать ее черты, как в своем сознании, так и в подсознании, создавая там свой собственный и неповторимый ее образ.

В отличие от зарубежных подходов к садотерапии, где те или иные ученые, заметившие какое-то положительное воздействие растений на человека, выстраивают свою работу только через осуществление этого воздействия на него. Мы подошли к садотерапии как к механизму, неотъемлемой части его бытия, присущему в человеческом развитии с момента его зарождения на земле.

Человек это субъект, который в процессе самоосуществления реализует своею жизнедеятельностью общеприродные принципы саморазвития природы (природные формы бытия), в том числе человека и планеты в целом (В.И. Панов). Поэтому процесс коррекции в садотерапии должен рассматривать ситуацию взаимодействия человека и природы как процесс постоянного сопроживания, соучастия, сочувствия и т.д.

Человеку всегда не легко отслеживать то, что происходит в его жизни, однако мы очень любим, смотреть на огонь, воду и другие природные явления и именно в этот момент, мы задумываемся о себе, размышляем о собственной жизни, т.е. запускаются механизмы рефлексии. Природа является катализатором механизмов релаксации и концентрации одновременно, именно общаясь с ней, мы начинаем проявлять свое истинное «Я».

Поэтому в нашем понимании садотерапия должна включать в себя как неотъемлемую часть процесс рефлексии направленный как на себя, так и на окружающие человека растения. Мы любим, смотреть на них, ухаживать за ними, наблюдать, как они развиваются, т.е. видеть в них немых, все понимающих друзей, вступая с ними в процесс общения на другом уровне, канале восприятия, языке, посредством запахов, флюидов, цветов и т.д., видя в них совершенство, красоту, равновесие, т.е. гармонию.

В ходе садотерапии подключается механизм саморефлексии, когда мы начинаем отслеживать нетолько жизнь растения, но и свою собственную, мы сосуществуем как единый организм, наделенный единой силой (биологической, физической, эмоциональной и т.д.), важно заставить человека почувствовать это, заставить заглянуть внутрь себя и тогда запускаются механизмы гомеостазиса, помогающие человеку выбраться из критической ситуации.

Садовая терапия как психологический инструмент может пониматься в широком или узком смыслах. В широком понимании — это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения людей. В узком смысле садовая терапия — это метод лечения людей с физическими и психическими недостатками или проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия, которые оказывают комплексное, но на сегодня не до конца изученное влияние на человека.

Каждая из западных психотерапевтических школ, которые действуют сейчас в поле отечественной психологии, вполне оснащена собственными теоретическими моделями и не нуждается для своего развития в переосмыслении средствами той или иной местной общепсихологической теории. Мы пытаемся решать проблему о построении психотехнической системы «психотерапевтической помощи».

Психотехническая система — это не просто психологическая теория, которая научно объяснила бы механизмы психотерапевтического процесса. Это не просто практический психотерапевтический метод, который основывался бы на той или другой общепсихологической теории и являлся бы ее эффективным приложением в сфере психотерапии. «Психотехническая система» по словам Л.С. Выготского это специфический «организм», включающий в себя психологическую теорию и практический метод, организм, где практический опыт составляет основу всякой научной операции, где адресатом теории является психолог-практик. В этом наши взгляды совпадают с отечественными психологами исследователями в области современной психотерапии Пузырей, 1986, 2005; Василюк, 1992; Гулина, 2001 идр.

Таким образом, создаваемая в работе психотехническая система должна стать по своей форме синтезом психологической теории, практики и образования, в котором синергия этих трех главных органов только и способна решать задачи познания, действия и трансляции опыта.

Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатиии.

И дети и попавшие в спецшколу инвалиды и пациенты психиатрических отделений характеризуются нарушением процесса взаимодействия с окружающим миром (чаще всего это уход от такого взаимодействия и создания внутренних объектов). Например, психоаналитический подход, наиболее широко распространенный в клинической психологии объясняет это с точки зрения нарцистических расстройств.

В основе любого психотерапевтического процесса лежит диалог, создающий плодотворную почву для целительного взаимодействия. Задавая процесс взаимодействия между психотерапевтом и клиентом (ребенком, пациентом, пенсионером, инвалидом) мы опирались на идею медиации выдвинутую Л.С. Выготским, вводя в качестве посредника между клиентом и психологом растение, которое как мы знаем издревле, благотворно влияет на психическое и физическое благополучие человека, однако механизм такого влияния пока еще изучен недостаточно.

Таким образом, основным содержанием психотерапевтического процесса выступают взаимодействия и те отношения, которые устанавливаются между психологом, клиентом и растением как посредником между ними.

Практически все методы современной психотерапии ориентированны на оптимизацию взаимодействия, что считается условием достижения основной цели — позитивных изменений в клиенте (Г. Станкевич). В этом случае встреча и диалог могут стать важным и значимым событием в пространстве психотерапии.

Хотя в большинстве психотерапевтических подходов внимание больше сосредоточено к полюсам психотерапевтического взаимодействия, т.е. к полюсу клиент и полюсу психотерапевт, при таком угле зрения взаимодействие перестает быть диалогичным. Мы же, соглашаясь с Ф.Е. Василюком и Г. Станкевичем, хотим перенести фокус именно на диалог или точнее полилог. Тем самым мы определяем относительно самостоятельное пространство, которое образуется первоначально при встрече человека (клиента) и растения, вовлекая в это взаимодействие, другого человека (психолога), способного сопроживать, проявлять сопереживание, соучастие, эмпатию. Основными компонентами этого пространства, в котором встречаются две личности, два человека, две индивидуальности, два разных опыта, выступают Я и Ты. И здесь важно не то, какова роль «я» и «ты» в диалоге, а вопрос какова роль диалога для «я» и «ты».

В нашем случае, центр внимания сначала фиксируется на растении, затем на себя и только потом «Ты» принимает облик психолога, участие растения как медиатора между двумя людьми, способствует на первом этапе установлению нарушенного взаимодействия с окружающим миром, лучшему пониманию своего места в социуме и в мире в целом, самоидентификации клиента, через процесс рефлексии.

Это диалогическое пространство существует по своим законам. Диалог с растением, с самим собой, с психотерапевтом — детерминирует время и место, где рождается новая реальность, где интегрируются человеческие смыслы, поэтому для нас представляет большой интерес, что же происходит в его границах в процессе садовой терапии.

Из чего образуется это диалогическое пространство? Реплики, жесты, взгляды ощущения, переживания, мысли, действия и многое другое, что обозначает присутствие всех участников этого взаимодействия.

Анализ, проведенный Г. Станкевичем для диалога, в котором принимают участие два человека, выделяет 4 основных аспекта этих проявлений: субъективный образ отраженной ситуации, ее переживание (эмоции участников), телесные ощущения, ценность (отношение к происходящему).

Существенным на наш взгляд, является то, что возникающее взаимодействие между человеком и растением, в противовес воздействию психотерапевта на клиента, создает одновременно и пространство диалога и пространство психотерапевтического действия или что называется операциональным полем психотерапии.

Мы согласны с Ф.Е. Василюком и Г. Станкевичем, что в своей целостности и единстве эти 4 аспекта могут выступать как смысл, именно поэтому уникальная ситуация, в которой возникает взаимодействие между двумя людьми, но благодаря посредничеству растений, не должна быть упущена, а наоборот тщательно изучена и использована как место и время рождения нового целительного смысла. И тогда главной задачей психолога в рамках садовой терапии становится поиск смыслов и собирание их в новое целое, включая его в общий контекст жизни, тем самым развивая клиента (пациента). Основной же целью полилога в процессе садовой терапии становиться смысловая интеграция опыта личности.

Работа, проводимая в специальной школе для девиантных подростков в г. Иркутсе показала, что отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников, проходящих курс садовой терапии. Наблюдаются существенные изменения в личностной сфере, по сравнению с началом занятий уже к середине учебного года у подростков значительно снижается уровень личностной тревожности. Большая часть таких подростков начинают более адекватно оценивают свои способности и возможности в достижении успеха в деятельности и общении. Эти учащиеся отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. У всех воспитанников, проходящих курс садовой терапии, начинает формироваться позитивное отношение к себе и окружающим. В садоводческой группе выявляется более благополучный уровень межличностных отношений. Подростки стремятся к сотрудничеству, у них ярче выражена готовность помогать и сочувствовать окружающим, ответственность, доброжелательность, коллективизм. Развивается самостоятельность, умение принимать решения. Работа с разными видами растений, знание их названий способствует расширению кругозора, развитию памяти, стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности. Работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева) способствует развитию моторики рук, улучшается зрительно-моторная координация и многое др.

Песков В.П.