Язык и коммуникации

Использование учебно-методического комплекса в подготовке специалиста-регионоведа

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года № 125-ФЗ в Сибирском институте права, экономики и управления, на факультете региональной экономики на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 14.03.2000 года №  40 мд/сп по специальности 350300 «Регионоведение» и примерных учебных планов и программ учебных дисциплин, предложенных научно-методическим советом учебно-методического объединения по образованию в области международных отношений, разработана собственная профессиональная образовательная программа (ПрОП). ПрОП включает рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, контрольные материалы по дисциплинам для текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучаемых, другую учебно-методическую и учебно-информационную документацию и сопровождается специально предназначенными аттестационными педагогическими измерительными материалами (АПИМ) по каждой учебной дисциплине рабочего учебного плана.

Для реализации ПрОП и повышения эффективности учебного процесса предназначены средства обучения. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины (УМКУД), как одно из средств обучения, играет во всей системе ведущую роль. Он является систематизированной совокупностью учебно-методических документов, создающей прообраз учебно-воспитательного процесса. Это позволяет выбрать наиболее оптимальные пути и методы реализации целевых установок при подготовке специалистов. В качестве примеров рассмотрим УМКУД «Внешняя политика Китая, Кореи и Японии» и «Японский язык».

УМКУД «Внешняя политика Китая, Кореи и Японии» используется для подготовки студентов пятого курса. При его разработке учитывалось, что в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 350300 – Регионоведение:

«Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их … политики. Она осуществляется в виде разработки научно-обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, современных двусторонних связей». Поэтому, изучение специального курса призвано сформировать представление о направлениях и способах деятельности государственной власти в отношениях с другими государствами, причинах и условиях возникновения и эволюции системы взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности стран изучаемого региона. В ходе работы над спецкурсом студенты знакомятся с внешней политикой Китая, Кореи и Японии в системе международных отношений в мире в целом и в регионе, в их современном развитии, с учетом специфических черт и проблем взаимоотношений государств, имеющих глубокие исторические корни. Одной из основных задач спецкурса является формирование исторического сознания и навыков использования исторического знания и опыта для понимания прошлого и настоящего.

УМКУД состоит из рабочей программы курса, содержания курса (лекционный курс и семинарские занятия), методических рекомендаций, списка обязательной и факультативной литературы, вопросов для самопроверки, контрольных тестов, глоссария и хронологического списка дат и событий. В рабочей программе конкретизируется, что занятия подразделяются на теоретические занятия (лекции) и практические занятия (семинары). Теоретические занятия (лекции) организуются по группам. Общий объем спецкурса для студентов 5 курса очного обучения – 68 часов. Из них на самостоятельную работу отведено – 34 часа. На аудиторную работу – 34 часа. Лекционный курс – 26 часов. Семинарские занятия – 8 часов. Практические занятия по спецкурсу проводятся в форме семинара, дискуссии, «круглого стола». Данные формы работы предусматривают знакомство с документами, научной литературой. Формы контроля: итоговый контроль по спецкурсу (зачет) и текущий контроль, в течение семестра проводится тестирование.

При подготовке УМКУД «Японский язык» учитывалось следующее:

1) это единственная дисциплина, которая изучается на протяжении всех пяти лет подготовки специалиста в вузе, что требует планирование концентрического изучения материала, при этом каждый последующий курс повторяет, систематизирует и углубляет материал предыдущего курса;

2) необходимо тесно увязывать аспекты изучения языка с поэтапным усвоением других дисциплин. Например, изучение истории и культуры Японии на японском языке начинается по плану с четвертого семестра, что позволяет использовать знания, полученные студентами при освоении таких общепрофессиональных дисциплин как история стран Восточной Азии и культура, литература и религии региона, курсы которых читаются в третьем и четвертом семестрах;

3) содержание обучения должно отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной подготовленности специалиста в области регионоведения по японскому языку как языку изучаемого региона, определенным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предъявляемым к специалистам в реальной профессиональной деятельности.

Основным методическим документом УМКУД является учебная программа. В ней определены цели, содержание, способы организации, методы и формы учебного процесса, объем знаний, навыков и умений, объем требований и формы проверки уровня подготовленности и усвоения материала в течение пятилетнего курса обучения в целом и отдельно по курсам. Учебная программа разрабатывается ведущим преподавателем и утверждается на заседании кафедры.

В рабочей программе, которая является авторской и разрабатывается преподавателями самостоятельно, дается пояснение о том, как данная программа связана с учебной, предлагается примерное распределение часов по темам и формам обучения. Содержание каждого года обучения разбивается по плану: название темы, вопросы, выносимые на практические занятия, вопросы, предлагаемые для самостоятельного изучения (с формами контроля), иероглифический и лексический минимумы, объем грамматических положений, разговорная тематика, основная учебная литература, формы проверки знаний, вопросы для итогового контроля (зачет, экзамен). Рабочая программа включает в себя разделы по этапам обучения: базовый и продвинутый. Учитывается специфика аспектов: речевая практика, практика перевода, практическая стилистика, грамматика, общественно-политический перевод, специальный перевод, практический бизнес-курс японского языка, аннотирование и реферирование.

При подготовке учебной и рабочей программ учебной дисциплины учитывается наличие и обеспеченность обучаемых средствами обучения: наглядными пособиями (таблицами, плакатами и т.д.), информационными материалами (видео- и аудиоматериалы, фильмы и т.д.), программно-методическим обеспечением компьютерных технологий (обучающие курсы, учебные задания, тесты и т.д.), специальным оборудованием (лингафонным и др.), дидактическими материалами, а также учебным оборудованием: учебниками, учебными пособиями, словарями, справочниками, хрестоматиями, специальной литературой, компьютерами и т.д. Важным является учет наличия материалов и методических пособий для преподавателей. Для подготовки специалистов-регионоведов в СИПЭУ на изучение японского языка учебным планом отводится 3 068 часов, из них 1 534 часа аудиторной работы и такое же количество часов на самостоятельную подготовку студентов.

Подготовка специалистов-регионоведов ведется на факультете региональной экономики СИПЭУ уже десять лет, состоялось пять выпусков. Но процесс постоянного совершенствования УМКУД, являющегося важнейшим средством методического обеспечения учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов, продолжается.

Н.Н. Пузыня