В настоящее время ценностно-смысловая сфера личности студента с разным уровнем интеллекта, в том числе и уровень самоактуализации недостаточно изучены, этот вопрос мало освящен в литературе. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом.
Именно в этот период происходит переход к самостоятельной «взрослой» жизни, молодой возраст характеризуется интенсивным изменением системы жизненных отношений к себе, другим людям, миру в целом, происходит систематизация ценностно-смысловых ориентаций студентов, формируется и развивается стремление личности к самоактуализации.
Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы выявить особенности структуры ценностных ориентаций и их динамику у студентов с разным уровнем интеллекта в процессе обучения в вузе.
Исследование проводилось на базе ИГПУ в период с 2004 по 2007 год. В исследовании приняли участие: на первом этапе 78 студентов, на втором и третьем этапе 52 студента психологического и естественно-географического факультетов очного отделения.
В нашей работе был использован лонгитюдный метод и тестирование. Диагностика ценностно-смысловой сферы осуществлялась с помощью теста ценностных ориентаций М. Рокича. Тест «САМОАА», разработанный Э. Шостром, использовался нами для оценки уровня самоактуализации личности студентов. Диагностика интеллектуальной сферы проводилась с использованием «Свободно-культурного теста» Э. Кеттелла.
Полученные данные прошли стат. обработку, коэффициент ранговой корреляции вычислялся по Спирмену, сравнительный анализ ранговых структур был выполнен с помощью Т — критерия Вилкок- сона, достоверность отличий по всему профилю считалась с использованием критерия Манна-Уитни.
При определении понятия «ценностные ориентации» мы присоединяемся к таким авторам как Вовченко, Гордилов, Каган, Москаленко, Перри, Сержантов, Тугаринов, Шибутани, Яблокова. «Ценностные ориентации» понимаются нами как относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение.
«Ценность» трактуется нами как значимые для личности (т.е. необходимые для удовлетворения потребностей) предметы и явления окружающей действительности.
С позиций теории личности А. Маслоу, все ценности организуются в соответствии с иерархией потребностей, в которой материальные ценности представляют потребности низшего порядка, а постматериальные — потребности высшего порядка (в частности, интеллектуальные).
Мы допускали, что в ценностно-смысловой сфере высокоинтеллектуального студента присутствует большое стремление в желании достичь полного использования своих талантов, способностей и реализовать свой потенциал настолько полно, насколько это возможно.
При определении понятия «интеллект» мы придерживаемся концепции, разработанной М.А. Холодной.
В нашей работе интеллект рассматривается как особая форма организации индивидуального ментального опыта.
Тест Кеттелла показал, что на факультете психологии 58 % студентов, обладают высоким уровнем интеллекта (от 110 баллов). Средний уровень интеллекта (от 90 — до 110 баллов) выявлен у 42% студентов.
На естественно-географическом факультете 35 % студентов, обладают высоким уровнем интеллекта. Средний уровень зафиксирован у 50 % студентов. И 15 % студентов с низким уровнем интеллектуального развития.
Основываясь на полученных результатах, студенты трех факультетов были объединены, а затем разбиты на две группы. Первую группу составили студенты с высоким уровнем интеллекта, во вторую группу вошли студенты со средним уровнем интеллектуального развития.
Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов с разным уровнем интеллекта показали наличие статистически значимых отличий в отношении 5 терминальных и 5 инструментальных ценностей.
В 2006 и 2007 году мы продолжили изучение ценностно-смысловой сферы личности студентов с разным уровнем интеллекта, дополнив наше исследование тестом «САМОАЛ». Повторные срезы, проводились нами для того, чтобы понять, какие изменения произошли в иерархии ценностей студентов за время обучения в вузе, какими жизненными ориентирами руководствуются те и другие на пороге выпуска из университета. Затем, используя данные трех этапов исследования, мы проследили развитие структуры ценностных ориентаций личности студентов в динамике.
Рассматривая взаимосвязь разных личностных характеристик и ориентаций на высшие ценности, А. Маслоу подчеркивает, что высшие ценности чаще актуализируются людьми духовно более сильными и независимыми, более решительными и храбрыми. А. Маслоу убежден в том, что если человек станет «знающим и понимающим», то это увеличит вероятность выбора в пользу высших ценностей (19, с.61). В нашем исследовании мы изучали уровень стремления студентов с разным уровнем интеллекта к самоактуализации.
Результаты изучения уровня самоактуализации у студентов, позволяет сделать вывод о том, что студент с высоким уровнем интеллекта стремится к высшей ступени самоактуализации и в большей степени способен разделить ценности самоактуализирующейся личности (Рис. 1.).
В ценностно-смысловой сфере высокоинтеллектуального студента присутствует большое стремление достичь полного использования своих талантов, способностей и реализовать свой потенциал. Для него характерно желание жить в настоящем времени, принимать и с симпатией относиться к себе. Он недоверчив, от людей ждет непонимания. Его отличает высокая креативность, стремление к познанию и спонтанность поведения.
Студента со средним уровнем интеллекта, напротив отличает высокое стремление к контактам с другими людьми. Он почти всегда настроен на открытое доверительное общение.
Экспериментальное исследование показало, что студенты, имеющие разный уровень интеллекта характеризуются особенностями в структуре как терминальных, так и инструментальных ценностей. Структура ценностных ориентаций высокоинтеллектуальных студентов отражает иерархию ценностей образованного человека, профессионала в своей деятельности, в которой доминирует интерес к познанию окружающего мира, происходит постоянное расширение границ своих интересов, высоко ценится независимость в принятии решений. Структура ценностных ориентаций студентов со средним уровнем интеллекта демонстрирует стремление к следованию правилам и нормам общества (самыми значимыми для них являются аккуратность, воспитанность, честность), направленность на других людей и ориентация на их мнение, стремление к удовольствиям.
Студенты с высоким уровнем интеллекта, имеющие сформированную систему ценностных ориентаций и стремящиеся к высшей ступени самоактуализации представляют собой образец психологически здоровых, высоко духовных людей. Студенты, обладающие высоким уровнем развития духовности и креативности, в сочетании с высоким интеллектом, по праву могут считаться одаренными и заслуживают дальнейшего изучения.
Володина Б.П.
Литература
- Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: Институт психологии РАН, 2006. — 335 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. — 2-е изд, испр. — М.: Смысл, 2003. — 487 с.
- МаслоуА. Самоактуализация. Психология личности: тексты — М.,
- Серый А.В. Система личностных смыслов. Структура, функции, динамика. — Кемерово: Кузбас- свузиздат, 2004. — 272с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.