Психология

Исследование уровня тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с учётом билатеральности головного мозга

Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. До сих пор многие специалисты переоценивают роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребёнка, продукция правого полушария — интуиция, ритм, создание образов в современной школе, к сожалению, не ценится. Школьные методики развивают главным образом левое полушарие, игнорируя вторую половину умственных возможностей ребёнка [5, 6], в результате более комфортными условиями обладают левополушарные дети, а дети с доминированием правого полушария находятся в невыгодном положении. [5]. В последние годы, ведущие отечественные и зарубежные психологи Прихожан А.М., Астапов В.М., Безруких М., Мельниченко О.Г., Спилбергер Ч.Д., Левит Е.Н. и др. доказали, что увеличилось число тревожных детей в школе. Школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребёнка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности — учёбу, общение, здоровье и уровень благополучия. [4].

Исследования Э.М. Александровской о взаимосвязи между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста показали, что существует ряд отличительных особенностей: группа детей с доминированием правого полушария обладает повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, высоким уровнем тревожности и возбудимости, чувствительностью, неуверенностью в себе, имеют в большей степени затруднения в школьной адаптации. Дети с доминированием левого полушария активны, общительны, уверены в себе, не проявляют тревожности и напряженности. Хорошая адаптация к школе — следствие их ориентации на учебную деятельность. [5].

В проведённых исследованиях [ 1, 2, 3,4] установлено, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки. В дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам соотношение становится равным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. [4]. Исследования тревожности с учётом не только пола, но и функциональной литерализации полушарий мозга у детей младшего школьного возраста в литературе нам не встречались. Предполагаем, что высокий уровень тревожности у детей младшего школьного возраста можно снизить, если учитывать функциональную латерализацию полушарий. А.Л.Сиротюк пишет, что если учитывать правильное определение психофизиологического места каждого ученика в классе, то это активизирует учебный процесс, предупреждает возникновение невроза и стресса, снимает неосознаваемую реакцию защиты от новой информации. [6].

Всё вышесказанное послужило основой для проведения эмпирического исследования изучения уровня тревожности у мальчиков и девочек младшего школьного возраста с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Исследование проводилось в МОУ СОШ № 5 г. Ангарска. На момент эмпирического исследования выборка состояла из 97 детей младшего школьного возраста, из них 42 девочки — (43%) и 55 мальчиков — (57%), средний возраст испытуемых 11 лет. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе осуществлялась группировка детей с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга: дети с ведущим левым и правым полушарием, а также дети смешанного типа. На втором этапе проходило исследование тревожности у детей с учётом билатеральное™ полушарий головного мозга. Одновременно анализировались уровни тревожности у мальчиков и девочек, имеющих одинаковое ведущее полушарие.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием статистического метода обработки данных — критерия Манна Уитни. Обработка материалов проводилась с помощью компьютерной программы «biostat». В исследовании были применены следующие методики:

1) Тест М.Юнга «Горизонтальная восьмёрка» [5]. 2) Тест И.П.Павлова «Метод определения типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга». 3) «Методика выявления соотношения сигнальных систем Е.А.Климова» [5]. 4) «Тест школьной тревожности Филипса». [4].

Результаты первого этапа исследования представлены в таб. 1.

Частота типов функциональной асимметрии головного мозга

В исследуемой выборке преобладали дети смешанного типа: среди мальчиков — 47,3%, девочек — 42,8%, детей с ведущим правым полушарием встречается не так много — соответственно -16,3% и 23,8%.

На втором этапе исследования проводилось изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.

Статистическая обработка данных не выявила различий в распределении факторов тревожности у мальчиков и девочек с ведущим левым полушарием.

У 60% мальчиков с доминированием левого полушария высокий уровень тревожности выявлен по фактору: «страх ситуации проверки знаний», в 35% случаев по фактору «страх не соответствовать ожиданиям окружающих» и у 30% по фактору: «страх самовыражения», в 20% случаев — «общая тревожность в школе». У 10% высокий уровень тревожности выявлен по фактору «проблемы и страхи в отношениях с учителями». У девочек высокий уровень тревожности выражен в меньшей мере, лишь у 36% тревожность обусловлена фактором: «страх ситуации проверки знаний», в 21% случаев — «страх самовыражения», в 14% случаев «общая тревожность в школе» и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих».

Согласно проведённому исследованию тревожности Э.М. Александровской правополушарные дети являются более тревожными. В нашем исследовании очень тревожными оказались только правополушарные девочки. Высокий уровень тревожности у девочек с ведущим правым полушарием в 70% случаев обусловлены факторами «страх самовыражения», в 60% — «страх ситуации проверки знаний», у 30% — «общая тревожность в школе» и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих». У мальчиков с ведущим правым полушарием высокий уровень тревожности практически отсутствовал, (таб. 2)

Распределение факторов высокой тревожности

По результатам статистического анализа значимыми оказались различия по факторам школьной тревожности, представленные в таб. 3.

Статистический анализ

Полученные результаты и данные исследований Э.М.Александровской о том, что дети с ведущим правым полушарием обладают высоким уровнем тревожности и неуверенностью в себе подтверждены только для девочек. Для выяснения, почему обследованные правополушарные мальчики не проявили высокой тревожности, необходимо провести более широкое комплексное исследование с учётом не только функциональной асимметрии полушарий головного мозга, но и диагностики сенсорной и моторной асимметрии, определения стрессоустойчивости, определение особенностей эмоциональноволевой сферы по профилю ведущего уха и глаза с учётом половой дифференциации.

Таким образом, в обучении детей необходим дифференцированный подход с учётом функциональной асимметрии, который даёт возможность раскрыть их способности, создать ситуацию успеха и снизить стрессовые ситуации. Для того чтобы детям с ведущим правым полушарием максимально облегчить их обучение и сделать его интересным и богатым положительными эмоциями следует научить учителей использовать на уроках приёмы работы с правополушарными детьми. В коррекционной работе с правополушарными детьми использовать упражнения, направленные на развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия и связей (А.Л.Сиротюк, Б.А.Архипова, А.В.Семенович, П.Ден- нисон и др.); применять игры и упражнения, направленные на снижение уровня тревожности, повышения уверенности в себе. (Клюева Н.В, Истратова О.Н., Микляева А.В. и др.).

Медведева Л.В.

Литература

  1. В.Д. Еремеева, Т.П.Хризман «Мальчики и девочки — два разных мира». Москва 1998 год.
  2. С.В.Зверева «Особенности готовности к школе мальчиков и девочек». Дошкольная педагогика № 4 2003 год. Москва.
  3. Н.С.Аесков «Если ваш ребёнок — левша» 1997 г. Москва.
  4. А.В.Микляева П.В.Румянцева «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция» 2006 г. Санкт-Петербург.
  5. А.Л.Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». 2003 г. Москва.
  6. А.Л.Сиротюк «Обучение целостного ребёнка». Народное образование № 1, 2006 г. Москва.