Психология

Исследование взаимосвязи макиавеллизма личности учителя с уровнем самоактуализации

Манипуляции так прочно укоренились в нашей повседневной жизни, что неподготовленный наблюдатель обращает внимание только на самые очевидные или самые оскорбительные из них. Они подобны воробьям, – большинство из нас сознает мельком существование воробьев, но многих ли из них мы замечаем?

Парадокс современного человека-манипулятора состоит в том, что он, будучи существом разумным и вооруженным научными познаниями о мире, продолжает оставаться в дремучем неведении относительно всего, что касается его самого. Вроде бы он не особо от этого и страдает, но как немного он знает об истинной творческой жизни! Какая часть современных людей подходит под это описание? Такой статистики у нас нет, но мы можем смело утверждать, что, в той или иной степени, речь идет почти о каждом из нас. Разумеется, не все мы мошенники, аферисты, менеджеры по продажам или политические деятели. Большинство из нас – «просто люди», которые живут как придется и не особо ведают, что творят [1].

Безусловно, человек не является по своей природе манипулятором и им не рождается. Он учится, вырабатывает у себя способность манипулировать людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого. Человек учится и приобретает свой опыт на протяжении всей жизни и наиболее благоприятное для этого время пора детства и молодости. Приобретенные в этот период навыки взаимодействия и общения с окружающим миром и самим собой оказывают определяющее значение для последующей жизни.

Философия жизни актуализатора отмечена четырьмя противоположными характеристиками: честностью, осознанностью, свободой, доверием. Переход от манипуляции к актуализации в целом представляет собой континуум от безжизненности и нарочитости до полноты жизни и спонтанности [2].

Целью нашего исследования являлось – изучение взаимосвязи макиавеллизма с уровнем самоактуализации личности учителя.

Объект исследования – учителя средней школы.

Рабочая гипотеза. Мы полагаем, что высокий уровень макиавеалистических установок личности имеет взаимосвязь с успешностью самоактуализации то есть чем выше уровень макиавеализма индивида, тем он менее самореализован.

Стиль жизни манипулятора держится на четырех «китах»: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

В исследовании использовались следующие методики:

Мак-шкала. Для выявления макиавеаллистских установок и убеждений был использован русскоязычный вариант Мак-шкалы (3).

Вопросник самоактуализации личности. Предложен Эверетт Шостром в 1963 г. и предназначен для измерения степени самоактуализации личности. Опросник состоит из 150 утверждений. Задача обследуемого – в каждом случае выбрать из двух утверждений одно наиболее для него подходящее. Опросник включает в себя две основные шкалы личностной ориентации («Времени» и «Опоры») и 10 подшкал. Оценки по основным шкалам являются относительными. Они представляют собой отношение «Времени» (отношение временной некомпетентности к временной компетентности) и отношение опоры (отношение опоры на других к опоре не себя). По мнению автора, относительные оценки шкал «Времени» и «Опоры» представляют две главные области, существенные для развития личности на пути к самоактуализации. Отношение «Времени» самоактуализирующейся личности составляет приблизительно – 1:8, несамоактуализирующейся – 1:1. Отношение «Опоры» самоактуализирующейся личности равно – 1:3, несамоактуализирующейся – 1:1. В случае необходимости быстрой диагностики степени самоактуализации личности можно использовать оценки по двум основным шкалам. В СНГ существует адаптированный вариант методики. (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) [4].

В ходе изучения проблемы в исследование была включена методика, направленная на определение характеристик социальной адаптации, что позволило более полно и подробно рассмотреть интересующий нас вопрос.

Опросник социально-психологической адаптированности. Разработан в 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом. Русифицированный вариант этого опросника опробован на разных выборках учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Опросник выявляет степень адаптированности – дезадаптированности в системе межличностных отношений, в качестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразных обстоятельств: низкий уровень самопринятия, низкий уровень принятия других, то есть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьма трудно различим по природе, сильную зависимость от других. Как измерительный инструмент шкала СПА обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации – дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, его перестройки в возрастные критические периоды, и в критических ситуациях, побуждающих к переоценке себя и своих возможностей. Вместе с тем необходимо отметить недостаточную нормированность показателей, получаемых с помощью этой методики в отечественных вариантах, и не всегда достаточную однозначность связи суждений в используемом опроснике с теми шкалами, с которыми они соотносятся [3].

На первом этапе исследования испытуемым был предъявлен опросник Мак-шкала. Эта методика показала следующую ситуацию, у 64,8 % респондентов выявлен высокий уровень макиавеаллизма. Это отражает неверие субъекта в то, что большинству людей можно доверять, что они альтруистичны, независимы, обладают сильной волей. Может свидетельствовать об экстернальности, подозрительности, враждебности. Такие субъекты более эффективно обманывают других, в межличностном общении они чаще используют лесть и в целом успешнее влияют на других людей. Склонны держаться эмоционально отчуждённо и обособленно, ориентироваться на проблему, а не на собеседника, испытывать недоверие к окружающим. Такие субъекты имеют более частые, но менее глубокие контакты со своими друзьями и соседями. Однако такие учителя более коммуникабельны и убедительны независимо от того, говорят они собеседнику правду или лгут. Направлены на достижение цели, а не на взаимодействие с партнёром. 18,9 % респондентов показали средний уровень, и всего лишь 13,5 % учителей показали низкие значения макиавеаллизма. Людям с низкими показателями более свойственны положительные черты, вроде честности и надёжности в их субъективной шкале ценностей порядочность, правдивость, доброжелательность и другие моральные категории занимают первые ранговые позиции. Они менее подозрительны. Им свойственна ориентация на общение, они способны честно проявлять свои чувства, какими бы те ни были. Для таких людей характерна чистосердечность, выразительность, они по-настоящему бывают самими собой. Хорошо видят и слышат себя и других. Восприимчивы к искусству, музыке и другим проявлениям жизни.

На втором этапе испытуемые заполняли вопросник самоактуализации личности. С его помощью мы получили следующие результаты.

Шкала ориентации во времени показывает насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на потом и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат показали 10,81 % респондентов. Это характерно для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкие результаты выявили 89,19 % испытуемых, это люди невротически погружённые в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

Шкала ценностей. Высокий балл показали 40,54 % испытуемых. Такой человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых относятся такие как истина, доброта, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далёкое от желания манипулировать ими в своих интересах. Низкие результаты выявлены у 59,46 %.

Взгляд на природу человека. Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель у 29,72 % исследуемых может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. Низкий показатель у 70,28 % респондентов.

Потребность в познании. Высокие значения у 13,5 % испытуемых. Потребность в познании характерна для самоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это. Низкие значения показали 86,5 % тестируемых.

Креативность (стремление к творчеству). Непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни. Данные по этой шкале разделились следующим образом: высокие у 16,21 %, низкие у 83,79 %.

Автономность. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность – это позитивная «свобода для» в отличии от негативной «свободы от». Высокие значения выявили 10,81 %, а низкие 89,19 % респондентов.

Спонтанность. Это качество, вытекающее из уверенности в себя и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализирующимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности показали 10,81 % испытуемых, это свидетельствует о том, что самоактуализация для них стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде её можно наблюдать разве что у маленьких детей. Низкие значения показали 89,19 % респондентов.

Самопонимание. Высокий показатель у 18,9 % тестируемых. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Низкие значения показали 81,1 % респондентов.

Аутосимпатия. Низкие показатели у 10,81 % это люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритического самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция». Высокий показатель у 89,19 % испытуемых.

Контактность. Обозначает не уровень коммукативных способностей личности или навыка эффективного общения, а общую предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая синергетическая установка личности. Данные по этой шкале распределились следующим образом: высокие у 40,54 %, низкие у 59,46 %.

Гибкость в общении. Соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели выявлены у 37,83 % .Они свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимыми впечатлениями. Низкие показатели обнаружены у 62,17 %, что характерно для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику, и общение с ними может приносить удовольствие.

Высокие значения по данным шкалам характерны для самоактуализирующейся личности. Полученные данные свидетельствуют о том, что по пути самоактуализации личности идут 13,5 % учителей.

Полученные результаты могут означать что макиавеллистические установки взаимосвязаны с уровнем самоактуализации личности. Чем сильнее выражен макиавеаллизм, тем ниже самоактуализация индивида.

На третьем этапе испытуемые заполняли методику социально-психологической адаптированности. Данные опросника показали высокий уровень социально-психологической адаптации у 29,72 % респондентов и средний уровень у 70,28 %. Эти данные свидетельствуют о постоянном процессе интеграции личности в постоянно меняющееся общество. У них хорошо развито умение приспосабливаться к условиям социальной среды, адекватно воспринимать себя и свои социальные связи.

Такой результат может означать, что макиавеаллистические установки не влияют на эффективность социальной адаптации.

Оцениваемое в настоящем исследовании влияние макиавеаллизма личности на степень её самоактуализации обнаружило тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы.

Сравнительный анализ данных, полученных при помощи методики Мак-шкала и вопросника самоактуализации личности, показал, что чем выше уровень макиавеаллистических установок личности, тем ниже уровень самоактуализации.

Анализ данных, полученных при помощи методики Мак-шкала и опросника социально-психологической адаптированности не выявил значимой зависимости между силой макиавеаллиских установок и степенью социальной адаптации.

Использованная в исследовании экспериментальная выборка обнаружила, что не многие учителя стремятся к самоактуализации, саморазвитию и личностному росту. Ценности, которые пытается осуществлять с помощью манипуляций средний учитель, – это конформизм и активный контроль.

Литература

  1. Эверетт Шостром. Человек манипулятор. – СПб.: Издательство Питер, 2005.
  2. Эверетт Шостром и Браммер Л.М. Динамика процесса актуализации личности. – М., 2004.
  3. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института психотерапии, 2005. – С. 410–433.
  4. Калина Н.Ф. // Журнал практического психолога. – 1998. – № 1. – С. 65–70.

А.С. Горбунов