Психология

Исторический и современный подходы к пониманию российского патриотизма

Общенаучное содержание категории «патриотизм», проблема патриотического воспитания в России всегда находились в центре внимания.

Современное видение россиянами категории патриотизма можно проследить по результатам опроса россиян Всероссийским центром изучения общественного мнения в ноябре 2007 года.

Выяснилось, что 83% россиян, считают себя патриотами своей страны. Не быть патриотом сейчас — непрестижно и немодно. Интересно, что патриотизм — единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников.

В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место — выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне — друзья (81%). Гораздо менее важны, для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%).

Современный патриотизм, на взгляд людей, проявляется не столько в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм — в укреплении семьи и воспитании детей (50%), уважении традиций (47%), работе с полной отдачей по своей специальности (30%). Гораздо менее значимы публичные и политические формы патриотизма — голосование на выборах за патриотические партии и политиков патриотических взглядов (17%), празднование исторических событий и юбилеев (14%), участие в работе патриотических организаций (13%), критика недостатков в собственной стране (12%). И уж совсем непопулярны и не пользуются уважением разговоры и беседы со знакомыми на патриотические темы — проявлением настоящего патриотизма считают их лишь 7% опрошенных.

Различия во мнениях на этот счет между представителями разных социально-демографических групп невелики. Наиболее важным разделителем выступает образовательный уровень: россияне с высшим и незаконченным высшим образованием чаще называют патриотизмом работу с полной отдачей, голосование за патриотические партии и политиков, конструктивную критику имеющихся недостатков. Люди с образованием ниже среднего, напротив, называют в качестве проявлений истинного патриотизма празднование исторических событий и беседы на патриотические темы.

У “новых российских патриотов» постепенно вырабатывается и своего рода нравственный кодекс, предписывающий, что хорошо, допустимо, а что плохо, недопустимо, заслуживает осуждения. Россияне не видят ничего предосудительного в таких ситуациях, как работа в иностранной фирме (нормальным или допустимым ее назвали 63% респондентов), переезд в другую страну (62%), брак с иностранцем (52%). Напротив, недопустимым 52% опрошенных назвали уклонение от уплаты налогов, 48% полагают, что каждый гражданин страны должен знать государственную символику.

Поровну разделились мнения в отношении такой практики, как уклонение от службы в армии: 39% считает это недопустимым, примерно столько же (40%) — допустимым с теми или иными оговорками.

Большинство опрошенных считают, что школам и вузам следует возобновить военно-патриотическое воспитание молодежи.

Рассмотрим теперь историческое осмысление проблемы патриотизма на основании работ таких великих личностей как А. С. Пушкин и Н. М. Карамзин, Ф. М. Достоевский и А. И. Герцен, И.В. Киреевский и Н. Я. Данилевский, А. С. Хомяков и К. Н. Леонтьев, Н. Г. Чернышевский и В. С. Соловьев, Атак же мыслителей, продолжавших разработку и развитие темы патриотизма в русле русской идеи в XX в:

В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, Г. В. Плеханова, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, А. В, Карташева, С. А. Левицкого, Н. О. Лосского, Л. И. Шестова, Е. С. Троицкого, Е. Н. Трубецкого, И. Солоневича, В. И. Вернадского, Л. Н. Гумилева, О. А. Платонова и др. Изучением категории патриотизма занимались такие ученые советского времени, как А. Белкин, Н. Губанов, А. Дементьев, В. Зарванский, М. Кучуков, П, Поспелов, А. Соболев А. Стариков, В. Чалмаев.

Существуют некоторые принципы и понятия русского патриотизма сложившиеся в процессе исторического развития Российского Государства, это:

Русская решимость — отстаивание интересов русского народа и государства всеми доступными средствами, готовность нести любые жертвы для защиты свободы и независимости русского народа и государства.

Русская культура — воплощение русской самобытности — язык, нравственность, обычаи, искусство, наука, техника и технологии, медицина, образование, спорт, использующие тысячелетний опыт собственного развития и высшие мировые достижения, и опирающиеся на русское здравомыслие и православную культурную традицию.

Русская правда, русская культурно-информационная среда — основа общественного сознания, должна формироваться преимущественно русскими людьми в интересах русского народа и государства в русле русской культурной и исторической традиции, и патриотизма.

Русская власть — власть государственная, политическая, экономическая, финансовая, военная, законодательная, судебная, информационная, культурная, делегируемая гражданами русского государства своим представителям и являющаяся по преимуществу русской, в виду того, что русское население составляет большинство населения русского государства — призвана обеспечивать и защищать интересы русского государства, русского и других, проживающих на его территории народов, поддерживать баланс межнациональных интересов в русском государстве, равноправие граждан русского государства вне зависимости от их национальности и регионов страны, сложившуюся пропорцию русского населения в стране, соответствие численности русского представительства во всех властных органах и жизненно важных сферах деятельности доле русского народа в общей численности населения страны.

Русская веротерпимость — уважительное отношение к нехристианским мировым религиям — исламу и буддизму, а также к научной атеистической традиции.

Русская справедливость — основа и высшее проявление русской законности — носит универсальный характер, основанный на общечеловеческих ценностях, русском здравомыслии и православной традиции; отрицает расовое, национальное, религиозное, классовое превосходство и угнетение; строит отношение к другим народам, государствам в зависимости от их отношения к русским людям, народу и государству; признает законным распределение общественных благ и богатств по труду, по общественно полезным результатам деятельности и дальнейшую передачу их по волеизъявлению собственника или по наследству; считает естественным долгом людей и государства помощь детям, старикам, слабым, больным; требует неукоснительного возмездия преступникам — предателям, убийцам, ворам, врагам Отечества; предполагает необходимым оказание всемерной поддержки друзьям и союзникам русского народа во всем мире, и борьбу с несправедливостью в международных отношениях.

Русское достоинство — русское национальное самосознание, национальное самоуважение — понимание русскими людьми своего национального единства, особого места русского народа и государства в мире; гордость за историю своей страны, ее культуру и великие достижения русского народа; критическое отношение к своим недостаткам, стремление исправлять их, но без самобичевания; готовность решительно и всеми средствами отстаивать честь и достоинство своей страны, русского государства, русских людей и свои собственные честь и достоинство; отсутствие снобизма и чувства превосходства перед людьми других национальностей.

Русская хитрость — военная, дипломатическая, хозяйственная, техническая хитрость, изобретательность — выработанная веками борьбы с превосходящими силами противника, тяжелыми природными условиями и нехваткой самого необходимого для существования способность малыми силами, средствами, численностью, ресурсами добиваться победы, положительного результата в “безвыходных» ситуациях.

Русское могущество — могущество русского государства — способность и решимость единого русского государства, основанная на экономической и военной мощи и опережающем развитии современных видов вооружений и оружия массового уничтожения, обеспечить внешнюю и внутреннюю безопасность страны и ее союзников, а также интересы страны в мире вне зависимости от того сколько и каких сил на них покушаются.

Русские вожди — русские государственные деятели, такие как Владимир Креститель, Александр Невский, Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Петр Великий, Екатерина Великая, Владимир Ленин, Иосиф Сталин, которые, несмотря на все недостатки и ошибки, проявили себя как подлинные русские государственники, являющиеся историческими ориентирами для русских патриотов последующих поколений.

Русское воинство — вооруженные силы страны, народа — самоотверженные патриоты, а не наемники, служащие тому, кто больше заплатит, защитники Отечества от внешних и внутренних врагов, оплот русской независимости, гарантия обеспечения национальных интересов, важнейший приоритет подлинно русского государства.

Сравнив исторически сложившиеся принципы и понятия русского патриотизма с современными данными о нем, можно прийти к выводу, что отношение людей к патриотизму — это всегда явление, окрашенное временем, социально-экономическими и политическими условиями и иными обстоятельствами. Если в прежние времена патриотические сознание, мировоззрение, чувства формировались и воспитывались целенаправленно — историей, природой, солидарностью и мужеством людей, к тому же воспеваемыми искусством и литературой, а, главное, проходили практическое воплощение, массовую проверку и подтверждение жизнью страны (тимуровское движение, в котором проявляли общественную активность миллионы детей; молодогвардейцы, победа в Отечественной войне, освоение целины, БАМ; и мн.др.), то теперь, к сожалению, многое в ценностях россиян изменилось и далеко не всегда в лучшую сторону.

В связи с этим есть необходимость возобновить систему патриотического воспитания граждан России на всех ее уровнях.

Государство и все его структурные органы должны обеспечить: формирование и развитие социально значимых ценностей, особенно патриотизма, в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и специальной средней и высшей школе, в других типах учебных заведений; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными органами, с участием общественных движений и организаций; деятельность средств массовой информации, творческих союзов, научных и молодежных организаций, направленную на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Труфанова Н.А.