Массовые коммуникации

Из истории российской рекламы

Реклама происходит от латинского слова «выкрикивать». Существует множество определений рекламы. Но для рядового обывателя реклама часто связана с товарами и сферой услуг. Торговая реклама — популяризация товаров и услуг — является одной из ветвей рекламного дела.

Эпохой становления рекламы в России считается период с 1840 по 1915 гг. В этот период в России происходит бурный рост городов, промышленного производства и торговли.

Формирование рыночной экономики в России сопровождалось развитием рекламы. Основное назначение рекламы того периода состояло в информации потребителя о товаре, услугах, их достоинствах с тем, чтобы побудить людей к потреблению этих товаров и услуг.

Реклама в России появилась позже, чем на Западе. Это объясняется запозданием в экономическом развитии страны. Российская реклама имела свои особенности: отсутствовали специальные труды и научные разработки по методике, психологии и практике рекламного дела; на первых порах российские предприниматели попросту заимствовали готовые рекламные приемы и шаблоны у Запада; долгое время сохранялись простейшие, архаичные формы рекламы — забавные аляповатые вывески над мастерской сапожника, булочной, заведением парикмахера; в отличие от Запада, распространенной была устная реклама. Вплоть до 1917 года в городах и особенно в деревнях существовала торговля вразнос и торговцы-коробейники выполняли при этом функции рекламных агентов. Сохранение и популярность устной рекламы объяснялось тем, что большинство рядового населения России было неграмотным.

Долгое время в стране не было законов, документов, специально регламентировавших рекламную деятельность, и многое в ней определялось фантазией, художественным вкусом и порядочностью самих производителей и торговцев.

Превращение рекламы в предмет предпринимательской деятельности можно отнести к 90-м годам XIX века, когда появляются фирмы, специализировавшиеся на выполнении заказов по пропаганде товаров и услуг. Пионером рекламного дела в России стал Людвиг Морицович Метцль, уроженец Праги. В 1878 г. (родился в 1854 г.) Л. Метцль на свои скромные средства первым открыл контору объявлений. С этого времени вся его бурная рекламная деятельность была связана с Россией. Он заключал контракты с газетами и размещал в них рекламные объявления на строго фиксированную сумму. Если объявлений было меньше, недостающую сумму он выплачивал газете из собственных средств. Газета в свою очередь обязывалась не принимать объявлений от других рекламных агентств.

Заключив договоры такого типа со множеством газет, Метцль стал одним из монополистов по размещению рекламных объявлений. Другие конторы вынуждены были размещать свои рекламы через его контору или другие, столь же крупные агентства. Договор был выгоден и редакциям газет, поскольку гарантировал им стабильный доход. Девизом фирмы Метцля стал слоган «Объявление есть двигатель торговли». Надо отметить, что Метцль сумел просчитать выгоду от размещения рекламы в провинциальных газетах и широко использовал их в своей деятельности.

В 1882 г. в Москве на Всероссийской выставке Метцль выстроил на собственные средства павильон печати, где была показана история развития печати в России за предыдущие 25 лет. Император Александр III, посетивший выставку, удостоил Метцля похвалы и пожаловал ему золотую медаль с надписью «За полезное» для ношения на шее.

Дело Метцля процветало, в 1891 г. он учредил торговый дом «Л. И Э. Метцль и Ко», членами которого стали сам Людвиг Морицович и его брат Эрнест. Фирма открыла отделения в большинстве крупных городов России, а также имела представительства в Берлине, Нью-Йорке, Бостоне, Тегеране. Торговый дом Метцля успешно просуществовал до 1917 года.

К 1913 году таких фирм, специализировавшихся на рекламе, в России было уже около 50 [5,с.7].

В 70-х годах XIX столетия в России впервые появляются рекламные столбы и тумбы. Реклама размещалась везде, и на фасадах зданий, на заборах, в железнодорожных вагонах и др.

Реклама охватывала все сферы российской коммерческой деятельности. Каждый магазин имел витрину, вывески, которые дополнялись рекламными объявлениями. Чаще всего изображали продаваемый товар. Это было, как отмечают исследователи, чисто русское явление, вызванное наличием разноязычного населения, в большинстве своем неграмотного. Эскизы на рекламу часто выполняли знаменитые художники — И.И. Шишкин, Н.Н. Те, К.А. Савицкий, В.Е. Маковский, М.П. Клодт, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.М. Васнецов, М.А. Врубель.[5,с.9] В истории российской рекламы остались афиши Кандинского, Билибина. В них широко использовалась античная или сказочная тематика — фигуры древних богов, олицетворявших процветание, изобилие, персонажи фольклора.

Информация о товарах и услугах помещалась в газетах, журналах, буклетах, плакатах, листовках, календарях. Особенно широко использовалась периодическая печать. Бурное ее развитие на рубеже XIX — XX веков сопровождалось все более интенсивным использованием ее страниц для рекламы. Объявления о товарах и услугах в виде простых текстов в одну строку до целых газетных полос с рисунками, стихами привлекали многочисленных читателей. Рекламные объявления заполнили все газеты и журналы того времени.

Мастера российской рекламы были неплохими психологами и умело ориентировались на образовательный, культурный уровень и склонности потенциальных покупателей. Так, широко использовались приемы переключения внимания покупателей путем использования женских образов, полуодетых женских фигур, т.е. то, что используется современными мастерами рекламы в газетах и на телевидении.

Несмотря на противодействия цензуры, процветали брачные объявления и попросту своднические объявления, лишь слегка «закамуфлированные» для приличия, например: «Опытная француженка дает гимназистам уроки теории и прктики». Уроки чего именно — догадываться предоставлялось гимназистам.

Как и сейчас, так и тогда много было медицинской рекламы, которая часто была просто обманом. Например, широко рекламировались «чудодейственные» средства для ращения волос, улучшения фигуры и т.д. Не правда ли, все это напоминает нам современную рекламу на ТВ.

Мошенническая реклама преследовалась в судебном порядке и серьезные, уважающие себя, фирмы тщательно относились к рекламе своей продукции, избегая недостойных приемов и методов

Первые печатные календари начали выпускать в России во времена Петра I. Их выпускал легендарный ученый Брюс [2.с. 10] . Монопольное право на издание календарей получила Российская Академия наук, которая до конца XIX века подготавливала и издавала календари. В календарях того времени можно было найти любую информацию. В 1885 году право на выпуск календарей получили земства.

Календари с торговой рекламой были красочны и со вкусом оформлены. Календари печатались на бумаге, картоне, на жести, шелке, коже. Качество полиграфии того времени не превзойдено до сих пор. Печатные календари были ориентированы в основном на женщин. Они часто украшались цветами, ангелами. Календари для мужчин были строго оформлены, отличались отсутствием рисунков и содержали только информацию. Популярными были и календари с лубочными картинками, рассчитанные на низшие слои населения. Календари висели на стене практически в каждом доме.

В XIX веке в Европе популярными стали карманные календари. В России до 1885 года таких календарей не издавали и только после 1885 г. был освоен и стал популярным среди деловых людей такой вид календаря, на котором располагалась разнообразная реклама. Карманные календари стали наиболее дешевым средством торговой рекламы.

После революции 1917 года развитие рекламного дела в России пресеклось на долгие годы. Только в годы НЭПа началось ее возрождение, но и это время скоро кончилось с установлением в СССР общества, которое вошло в историю как административно-командная система. Реклама исчезла как ненужное буржуазное явление. У рекламы советского периода остались только информационные функции — «Хлеб», «Молоко» и т.д. Зрительный образ из рекламы исчез.

В современной России реклама является важным фактором не только развития экономики, но и является важнейшим фактором социальной, политической и культурной жизни общества.

Дятлова Н.И., Бикетова Т.Н.

Список использованной литературы:

  1. Корнилов Л. От глашатая до неона / Л.Корнилов. Н.Фильчикова. — М.:
  2. Малявин Д. Из истории карманных календарей царской России / Д.Малявин // Независимая газета ,№ 2, 1 марта 2000. — С.10.
  3. Ущиповский С.Н. История рекламы / С.Н.Ущиповский. — Владивосток: изд-во Дальневосточного университета, 2000.
  4. Ученова В.В. История рекламы / В.В.Ученова, Н.В.Старых. — C-Пб.: Питер, 2002. -304 с.
  1. Фролов И. Мастера графической рекламы / И.Фролов // Былое,- — № 1. — С. 8-9.
  1. Чередниченко С. Пионер рекламы / С.Чередниченко // Былое,- 1996. — № 1-2.- С.7.