Курсовые работы по психологии

Изучение факторов, влияющих на осознание поступков детьми 6 – 7 лет

Тема: ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОЗНАНИЕ ПОСТУПКОВ ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ

Страницы: 45

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОЗНАНИЕ ПОСТУПКОА ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ 5
1.1. Процесс осознания поступков 5
1.2. Влияние социального фактора на осознание поступков детьми 9
1.3. Индивидуально-типологические особенности как фактор, влияющий на осознание поступков детьми 19
1.4. Выводы 25
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОЗНАНИЕ ПОСТУПКОВ ДЕТЬМИ 6 – 7 ЛЕТ 26
2.1. База, методы и методология исследования 26
2.2. Анализ результатов исследования 30
2.3. Результаты корреляционного исследования 35
2.4. Выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ

На нравственное развитие ребенка большое влияние оказывают примеры поведения окружающих его людей. Формирование мировоззрения ребенка зависит во многом от того, как он осознает поступки, совершенные как им самим, так и другими. Данная тема остается актуальной на протяжении многих лет. Несмотря на большое количество исследований, посвященных данной проблеме, однозначного ответа, какой же фактор оказывает наибольшее влияние на осознание поступков — нет. Одни ученые считают, что определяющим является исключительно семейное влияние, другие — что более значимым будет социальное окружение, не отрицаются и личностные особенности, через преломление которых будет осознаваться каждый поступок.
Цель исследования: рассмотреть процесс осознания поступков детьми 6-7 лет и выявить степень влияния психологических факторов на развитие данного процесса.
Объект — осознание поступков детьми 6-7 лет.
Предмет — влияние индивидуально-типологических особенностей и социального окружения на осознание поступков детьми 6-7 лет.
Гипотеза: основным фактором, влияющим на осознание поступков в 6-7 летнем возрасте, продолжают оставаться родительско-детские взаимоотношения.
Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:
1 Проанализировать литературу по данной теме;
2 Рассмотреть процесс осознания поступков детьми 6-7 лет, а также
факторы, оказывающие влияние на формирование данного
процесса;
3 Провести исследование на базе теоретических данных и
проанализировать полученные данные;
4 По результатам исследования установить, какой из факторов
оказывает наибольшее влияние на осознание поступков.

В исследовании применялись такие методы как: беседа, наблюдение, контент-анализ, психобиографический метод и тестирование.
Методологической основой являются труды Д. А. Леонтьева, Г. А. Урунтаевой, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, О.Е. Смирновой и С.Л. Рубинштейна.
До настоящего времени осознание поступков рассматривалось с точки зрения эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам, и с позиции влияния различных факторов на данный процесс, но при этом не учитывалось то, каким образом ребенок осознает поступки, совершенные как им самим, так и окружающими его людьми. Поэтому данная проблема на сегодняшний день не утратила своей новизны и требует дальнейшего рассмотрения.
Исследование проводилось на базе НДОУ Детский сад № 216 г. Иркутска, подготовительная к школе группа № 1.
Выборку исследования составили 23 ребенка, из них 11 мальчиков и 12 девочек, и 41 родитель.