Защита информации

Изучение конкурентов по рынку аналогичных товаров и услуг

В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. «Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества».

  1. Важной составляющей маркетинговой среды фирмы являются конкуренты, без учета и изучения которых невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
  2. Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются три составляющие:

— характер распределения рыночных долей;

— темпы роста рынка;

— рентабельность рынка.

  1. Конкуренция в переводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда. Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий.
  2. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
  3. Выявление действующих и потенциальных конкурентов производится обычно на основе одного из двух подходов:

— первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами;

— второй ориентируется на конкурентов в соответствии с применяемыми типами рыночных стратегии.

  1. При выявлении основных конкурентов в соответствии с типами стратегий необходимо учитывать степень мобильности стратегий конкурентов и проводить всестороннее исследование перспектив эволюции стратегии конкурентов.

Такие исследования позволяют выявлять наиболее опасных конкурентов, к которым чаще всего относятся:

— фирмы, склонные к рыночной экспансии;

— фирмы, следующие стратегии диверсификации производства;

— крупные фирмы-покупатели продукции данной компании;

— крупные поставщики материалов, сырья и оборудования для данной компании;

— мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке.

  1. Анализ показателей деятельности конкурентов может быть осуществлен на основе «характеристики фирмы». Конечно, не все факторы на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особые трудности представляет структура затрат и издержек конкурента в связи с коммерческой тайной. В этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
  • численность персонала;
  • структура прямых и накладных расходов;
  • сравнительная стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий;
  • капиталовложения в основной капитал и запасы;
  • объем продаж.
  1. Методы промышленного шпионажа.

Как уже говорилось, шпионаж является недобросовестным методом ведения конкурентной борьбы, однако иногда очень эффективным.

С развитием промышленного шпионажа монополии тщательно охраняют любую информацию о своей продукции.

  1. Фальсификация фирменной продукции.

Частная собственность на изобретения устанавливается через патентование.

С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента.

  1. Современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.

Специальная техника позволяет перехватывать любую информацию, передаваемую через телефон, устно или по компьютеру.

  1. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы, необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой. И все же, промышленный шпионаж не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

Т. Двойникова, М. Некрасов