Психология

Изучение личных профессиональных перспектив в зависимости от периода обучения

Проблема профессионального самоопределения личности относится к кругу тех психологических проблем, которые не утрачивают своей актуальности. Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

В юношеском возрасте данная проблема является чрезвычайно актуальной, так как профессиональное самоопределение является важнейшим новообразованием в данный период онтогенеза. Одним условием выбора профессии является наличие информации о данной профессии, специальности, другим – соответствие индивидуально-психологических особенностей личности тем требованиям, которые предъявляются со стороны профессии к личности, и, кроме того, необходима адекватная оценка личностью своих способностей, склонностей.

Проблема профориентации – это проблема не только старшеклассников и абитуриентов, тех, которым предстоит выбрать свою профессию, это важный этап в профессиональном обучении студентов младших курсов – выбор специализации и выпускников, которым необходимо также сделать выбор.

Целью нашего исследования явилось изучение личных профессиональных перспектив студентов в зависимости от периода обучения в ВУЗе. В работе были использованы методика Н.С. Пряжникова и модифицированная методика Ю.В. Соколенко.

В исследовании приняло участие 113 студентов АФ СИПЭУ, обучающихся по специальностям: юриспруденция, психология. Диагностическая работа осуществлялась с участием студентов первых, третьих и пятых курсов.

В работе верифицировалась гипотеза о наличии дефицитных элементов в системе личных профессиональных планов (ЛПП) у студентов в зависимости от периода обучения.

Обратимся к рисунку 1, на котором отражены ЛПП студентов юридического факультета и остановимся на интерпретации тех показателей, различия по которым имеют статистическую значимость. Внутренние условия достижения целей по нашим данным представляются более сформированными у студентов-юристов третьего курса (0,01) по сравнению с первокурсниками и пятикурсниками (р = 0,00). Показатели у студентов первого курса практически совпадают с показателями пятикурсников. Данные отражают завышение оценки студентами промежуточного этапа обучения своих способностей к данной деятельности, возможностей и личностных качеств. В данном контексте становятся понятными результаты сравнения информированности о профессии у студентов различных периодов обучения на юридическом факультете.

ЛПП у студентов

Рис. 1. Результаты изучения ЛПП у студентов юридического факультета в зависимости от периода обучения.

Примечание: 1 – главнейшая цель, 2 – ближайшие и отдаленные цели, 3 – пути и средства достижения ближайших жизненных целей, 4 – внешние условия достижения целей, 5 –внутренние условия достижения целей, 6 – варианты целей и пути достижения, 7 – профессионально-важные качества личности успешного профессионала, 8 – информированность о профессии.

Информированность о профессии в большей степени присуща студентам третьего курса (р = 0,02) в отличие от пятикурсников (р = 0,03) и студентов первого курса. Данный факт мы связываем с расширением представлений о профессии юриста, ее многогранности, различиях в специфике деятельности в рамках различных специальностей. Первокурсники и третьекурсники имеют сходные представления о профессиональной деятельности, что выражается в более высоких показателях информированности о профессии, что, возможно, связано с одномерными и иллюзорными представлениями о ней у первокурсников. На промежуточном этапе обучения (3 курс) представления о профессии студентов расширяются, благодаря обилию теоретической информации, однако к пятому курсу, как показывает график, представления о профессии имеют более низкие значения, что, возможно, связано с возникшими трудностями при решении поставленных задач в условиях производственной практики и, возможно, некоторым разочарованием условиями работы или ее доступностью.

изучения ЛПП у студентов

Рис. 2. Результаты изучения ЛПП у студентов психологического факультета в зависимости от периода обучения.

Примечание: 1 – главнейшая цель, 2 – ближайшие и отдаленные цели, 3 – пути и средства достижения ближайших жизненных целей, 4 – внешние условия достижения целей, 5 –внутренние условия достижения целей, 6 – варианты целей и пути достижения, 7 – профессионально-важные качества личности успешного профессионала, 8 –информированность о профессии.

Анализ результатов исследования начнем с рассмотрения средних показателей по октантам опросника у студентов-психологов, представленных на рисунке 2. Из рисунка видно, что студенты пятого курса имеют более выраженные внутренние условия достижения целей по сравнению с третьекурсниками (р = 0,00) и первокурсниками (р = 0,01), кроме того, студенты пятого курса характеризуются более сформированными профессионально важными качествами личности (р = 0,00). В то же время пути достижения целей более ясно представляют себе студенты третьего курса (р = 0,01) по сравнению с пятикурсниками. В целом можно говорить о том, что у студентов 1-х курсов обнаруживается дефицит в представлениях ЛПП по ближайшим и отдаленным конкретным целям и по внешним условиям их достижения. Это свидетельствует о том, что у студентов не развит навык целеполагания и нет представлений о том, какие возможные препятствия, трудности могут возникнуть на пути овладения специальностью.

Из представленных на рисунках 1 и 2 данных видно, что дефицитные элементы ЛЛП различаются в зависимости от выбранной специальности. Однако общей при сравнительном анализе выступает дефицитарность навыка целеполагания по построению ближайших и отдаленных конкретных целей.

В связи с этим, при изучении изменений ЛПП необходимо учитывать специфику профессии. Данное положение определяет перспективу работы в рамках поставленной проблемы. Так, выявление дефицитных элементов ЛПП может являться основой для построения системы профориентационной, коррекционной и просветительской работы в условиях ВУЗа, что в целом будет способствовать профессиональной и личностной зрелости специалиста.

А.И. Останина, Д.С. Бичевин, Т.Ю. Амгейзер, М.С. Чаругин, И.С. Березина, Н.В. Игольникова, Ю.Н. Кулинченко, У.С. Пашкова, А.В. Обухова