Психология

Изучение основных компонентов социально-психологического климата в трудовом коллективе

Социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и «по вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве основных компонентов психологического климата. При этом к основным компонентам относят: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.

Таким образом, психологический климат понимается как общее психическое состояние коллектива, непосредственными составляющими которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности.

Целью нашего исследования явилась разработка программы по изучению основных компонентов социально-психологического климата в трудовом коллективе. Базой исследования явилось предприятие с условным названием «Альфа» г. Иркутска. В исследовании принимало участие 23 человека, из них 16 мужчин и 7 женщин. Возрастной диапазон 22–39 лет. Диагностическая часть исследования включала в себя тестирование с помощью методики «СПК».

Процедура исследования проводилась следующим образом: на первом этапе испытуемым предлагалось индивидуально ответить на ряд вопросов анкеты «СПК», анализ которых позволил:

  • выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой (отношение к работе);
  • проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы (соотношение руководства и лидерства);
  • дать краткую характеристику деловых и личностных качеств руководителя;

Второй этап был направлен на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений с учетом эмоционального когнитивного и поведенческого компонентов.

Анализ оценок вышеперечисленных компонентов позволил получить следующие эмпирические закономерности:

  • эмоциональному компоненту социально-психологического климата, как большинство мужчин (56,3 %), так и женщин (28,57 %) дают неопределенную оценку;
  • когнитивному компоненту социально-психологического климата мужчины дают положительную оценку (6,25 %), при этом женщины (12,5 %), данный компонент оценивают неопределенно;
  • поведенческому компоненту мужчины (42,8 %) дают положительную оценку, а женщины (42,8 %) – отрицательную.

Следующим этапом нашего исследования явился анализ уровня трудовой ситуации (работа в целом, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, отношения с непосредственным руководителем, возможность повышения квалификации и др.). Анализ показал увеличение значений в зависимости от степени удовлетворенности уровнем сложившихся межличностных отношений. Так, самые низкие значения уровня трудовой ситуации были у группы, выражающей неопределенную и отрицательную оценку (54 %), при этом, самые высокие показатели имели испытуемые, выражающие положительную оценку сложившимся межличностным отношениям. По результатам эмпирического исследования можно утверждать: мужская половина коллектива склонна давать более положительную оценку компонентам социально-психологического климата; в коллективе преобладает деловой тон взаимоотношений; сотрудники видят перспективу, осознают необходимость своей работы и существования, при этом большое количество энергии уходит на преодоление барьеров, прямо не связанных с профессиональными задачами, что ведет к временному проявлению конфликтности и потере контроля над собственным состоянием и трудовой ситуацией.

И.В. Дрейзен, О.С. Москвитина

Литература

  1. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата // Практикум по обшей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – М., 2000.
  2. Гришина Н.В. Общение в трудовом коллективе.
  3. Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление производственной организацией.
  4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.