Психология

Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы у воспитанников детских домов

Цель этой работы заключается в изучении особенностей эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Данное психологическое исследование проходило на базе Детского дома № 5 г. Иркутска. В Иркутском Детском доме № 5 для детей, оставшихся без попечения родителей, проживает и воспитывается 123 ребенка в возрасте от 4 до 18 лет.

В Детском доме дети проживают по семьям, таких семей 6. В каждой семье дети разновозрастные от 4 до 18 лет. Дошкольники (31 ребенок) посещают детский сад, а школьники учатся в две смены. В общеобразовательной школе № 46 и № 83, а также три ребенка – в лесной школе, три – в коррекционной школе и одна девочка учится на домашнем обучении в коррекционной школе.

В изучении особенностей эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста в условиях детского дома приняло 20 воспитанников:

девочек – 7 человек;

мальчиков – 13 человек.

Средний возраст группы детей равен 9 годам.

Для изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Отобрать и апробировать методику психодиагностики эмоционально-волевой сферы.
  2. Изучить особенности развития волевой сферы у детей.
  3. Изучить особенности развития эмоциональной сферы у детей.
  4. Установить взаимосвязь проявления эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома.

Основными методами исследования явились:

наблюдение – метод беседы – тестирование.

Исследуя эмоционально-волевую сферу младших школьников, мы применили несколько методик.

  1. Тест «Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК)», разработанный А.Г. Зерковым и Е.В. Эйдманом [3].

Цель: определение особенностей личностной саморегуляции, которые во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

  1. Методика «изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) [14].

Цель: изучить то, насколько дети понимают и осознают эмоциональное состояние других людей и свое собственное, и каким образом они выражают свои эмоции.

  1. Тест: «Cтрахи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой) [7].

Цель: диагностика страхов у детей младшего школьного возраста.

Возможность определить уровень развития волевой сферы у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома нам представилась благодаря диагностике волевого самоконтроля (опросник ВСК) [5].

Из 20 опрошенных детей 3 ребенка имеют высокий уровень волевого самоконтроля, 6 детей показали уровень между средним и высоким и 11 детей – средний уровень.

Из результатов стало ясно, что доминирующим уровнем развития у детей волевого самоконтроля является средний.

Из 20 детей экспериментальной группы, только 3 ребенка показали высокий уровень развития способности сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями.

По результатам исследования было выявлено, что у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, преобладает средний уровень развития волевого самоконтроля. Детям еще сложно сознательно управлять своими действиями, овладевать собой и четко контролировать свои эмоциональные реакции. Они могут проявлять настойчивость и самообладание, но только в определенных ситуациях, когда это им очень нужно (например, на уроке физкультуры учитель похвалил ребенка за проделанное упражнение перед всей группой, затем ребенок будет еще больше стараться, чтобы достичь еще большей похвалы).

С целью выявления того, как дети понимают и осознают эмоциональные состояния других людей и свое собственное, и каким образом они выражают свои эмоции, нами была использована методика «Изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке».

По результатам данной методики, эмоциональная сфера у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, развита на среднем уровне, с тенденцией к высокому, то есть мы можем отметить, что школьники уже хорошо понимают и осознают разные эмоциональные состояния людей по картинкам, на которых они изображены. Могут верно определять эмоции и чувства не только у людей, изображенных на картинках, но и свои собственные эмоции радости, грусти, гнева, удивления, страха.

С целью выявления эмоции страха у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома нами был использован тест «Страхи в домиках». Данный тест позволил нам выявить «страшные» и «нестрашные» страхи у детей.

Из теста мы увидели, что самыми распространенными страхами у младших школьников являются: страх нападения бандитов, страхи ночных кошмаров, приведений, смерти, войны, катастроф, огня.

По результатам констатирующего эксперимента мы можем вывести качественный анализ эмоциональных состояний детей.

У большинства исследуемых детей наблюдается низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы. Это свидетельствует о том, что у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, эмоционально-волевая сфера не соответствует нормальному развитию.

Судя по результатам исследования можно сказать, что у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, эмоционально-волевая сфера находится на низком уровне развития, то есть у детей не развито умение сознательно контролировать свое поведение, умение управлять своими действиями. Также у детей не развито умение произвольно контролировать свои эмоциональные реакции и состояния. Данные показатели свидетельствуют нам о необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей данного возраста в условиях детского дома. Для изменения ситуации в лучшую сторону необходима система коррекционных мероприятий, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Литература

  1. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. – М.:Ин-т практич. психол. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 576 с. 2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Академия, 2004. – 542 с.
  2. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 2004.
  4. Психическое развитие воспитанников детских домов / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1998.